Игорь Чернов

Металлоконсалтинг: необходимые знания для успешной металлоторговли
 
19 Июнь 18:37

Инновации в металлоторговле. Куда двигаться, чтобы остаться в живых...

 

В последнее время на самом высоком уровне звучат призывы к тотальной модернизации, инновациям и реконструкциям всех возможных процессов во всех возможных отраслях.

 

Не сумев остаться равнодушным, предлагаю разобраться в том, что могут собой представлять инновации в российской металлоторговле.

 

При этом для начала необходимо сформулировать портрет типового металлотрейдера среднего дивизиона. В среднем по России это компания, со штатом в 30-70 человек, имеющая в аренде или собственности преимущественно открытые площадки, в основном с подъездными путями, и иногда с некоторым количеством простого оборудования – маятниковые пилы, правильно-отрезные станки. Схема размещения металлопроката, система учета – все это делается по наитию, выбирая наиболее простой путь. Визуально склады выглядят следующим образом – земляная площадка с гравийной отсыпкой (в лучшем случае), ригеля, сваренные из труб или швеллеров, козловые краны, металлопрокат, который складируется по принципу «как кладовщику быстрее найти».

 

Крупные компании, лидеры рынка, вкладывают значительные средства в построение «СМЦ будущего», однако такие инвестиции под силу далеко не всем – собственные средства в металлоторговле – это традиционный дефицит. Маржинальность бизнеса невысока, большая доля кредитных средств процентными выплатами съедает большую долю наценки. Однако, как бы то ни было, развитие металлоторгового рынка идет, и инновации в бизнес-процессах металлоторговых компаний являются конкурентными преимуществами в борьбе за оставшийся невысокий платежеспособный спрос.

 

Каковы пути инноваций для такой компании? Выделим основные, наиболее популярные тренды (которое являются целями для руководителей металлотрейдеров, стремящихся к развитию своих компаний):

 

1. Крытый склад. Нахождение металлопроката на открытом складе приводит к очень быстрой потере товарного вида, деформациям. Крытый склад, оборудованный по современным требованиям, является одним из условий сохранения товарного вида металлопроката и комфорта сотрудников металлотрейдеров и их клиентов – особенно в ненастное и зимнее время.

 

2. Организация переработки металлопроката в полуфабрикаты. В отдельных случаях процесс переработки может быть выделен в отдельное производство с глубоким переделом – например, в производство малых и неответственных металлоконструкций, либо организация производства ППУ изоляции, например.

 

3. Антикоррозийная защита металлопроката. Некоторая номенклатура металлопроката обладает повышенной склонностью к коррозии. И специальные технологии антикороззийной защиты (упаковка в специальную пленку, грунтовка и пр.), позволяют значительно дольше сохранить товарный вид металлопродукции, и как следствие – продать ее дороже.

 

4. Партионная система учета. Традиционно существует две системы учета – более привычная малым и средним трейдерам позиционная система учета, и более сложная партионная. При этом партионная система учета единственная гарантирует 100% отслеживаемость истории партии металлопроката и точное соответствие отгруженного металлопроката выданному по факту отгрузки сертификату.

 

5. Штрих-кодирование. Металлотрейдеры идут по пути максимального убыстрения отгрузок, у которых традиционно два «узких» места – собственно, процесс многопозицонной погрузки на складе и выписка документов. Штрих-кодирование позволяет значительно убыстрить оформление документов. Идеальное сравнение здесь – с кассой гипермаркета, когда специальный сканер считывает штрих-код, а кассовый аппарат в конце выдает детализированный чек.

 

6. Разработка новых нормативных документов. Одной из проблем металлоемких отраслей РФ является использование давно устаревших нормативных документов – ГОСТ, СНиП, ТУ, которые уже не соответствуют изменившимся технологиям и рыночным реалиям. Многие металлотрейдеры инвестируют огромные средства в европейское оборудование, и обработка металлопроката, а также изготовленные из него конструкции и детали требуют регламентирования и новых нормативных документов, что позволит строителям, машиностроительным предприятиям и пр. снять существующие ограничения.

 

7. Авто-логистика. Урбанистическая застройка современных городов, а также значительные расстояния на просторах нашей великой родины приводят к тому, что клиенты все чаще обращаются за услугами доставки до цеха или строительного объекта. У кого авто-логистика налажена лучше, тот имеет неоспоримое конкурентное преимущество. При этом оптимальным является выделение некоего соотношения собственного и наемного транспорта для исполнения одной задачи – осуществлению своевременной доставки как можно большему количеству клиентов.

 

8. Автоматизация склада. Технологии организации складского пространства ведут к максимальному использованию свободной площади, и пожалуй, даже объема. Автоматизация складских процессов одновременно позволяет решить две задачи – оптимизировать количество персонала, и значительно убыстрить приемку и отгрузку металлопродукции. Примеры: радиоуправление кранами, микросотовая связь на полигонах, магнитные захваты и пр.

 

9. Информационные технологии. Использование ИТ в деятельности многих отраслей стало стандартом априори. Без компьютеров тяжело представить весь процесс отпуска металлопродукции. Основная задача – максимально отладить электронный документооборот, а также использовать все возможные средства коммуникации с потребителями, производные от компьютеров.

 

10. Максимальная универсализация персонала. Стремление руководства металлоторговых компаний к экономии очевидно и рационально. Поэтому одной из целей является обучение сотрудников ряду специальностей, с целью создания универсальных специалистов, способных работать на различном оборудовании, в различных условиях. Однако здесь важно разумно действовать, а не ударяться в банальное стремление сэкономить на численности персонала. Универсализм стоит гораздо дороже.

 

Конечно же, есть еще направления, которые заслуживают внимание.

Представленные комментарии – субъективное мнение автора, которому небезразлично развитие металлургического и металлоторгового бизнеса в России.

 

N.B.Стоит отметить, что по моему глубокому убеждению, инновации должны быть просчитываемы и окупаемы – если и не в финансовом результате, то как минимум имиджево, способном в дальнейшей перспективе принести хорошие дивиденды. На популистские проекты и безперспективные инвестиции денег уже нет. Как нет и смысла.

 

Комментарии

  • "Крытый склад. Нахождение металлопроката на открытом складе приводит к очень быстрой потере товарного вида, деформациям." - молодой человек, что за бред Вы пишете, читать смешно.

    • :) Юмор в металлоторговле приветствуется - а грустные просто уходят...

  • Что за вопрос - прогуляйтесь по складу, и если времени не жалко, понаблюдайте за процессом погрузки.
    Предлагаю следующий эксперимент - если вы конечно металлотрейдер, попробуйте на открытом складе, особенно в осенне-зимний период, на пару месяцев оставить пару пачек (для минимизации потерь) профильной трубы, да еще понаблюдайте, как стропальщики ее грузят. Результат будет предсказуем:
    1. она проржавеет (попробуете ее ржавую продать, потом впечатлениями поделитесь)
    2. ее неизбежно погнут - вот она деформация.
    И это же происходит со всеми видами проката.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.