Созидание. Российский и мировой рынок стали: 9-16 июля 2023 г.

Созидание. Российский и мировой рынок стали: 9-16 июля 2023 г.
Вот лето перевалило за половину, а металлурги отметили свой профессиональный праздник. Впрочем, до холодов еще очень далеко, так что российский рынок стали продолжает расти. Если не произойдет чего-либо совсем неожиданного, благоприятные условия сохранятся на нем до осени, когда подойдет к завершению строительный сезон.

Курс рубля, как это уже неоднократно бывало, немного восстановился после падения в конце июня — начале июля, и закрепился на новом уровне. Правда, вопрос, как долго продлится этот период относительной стабильности? Предыдущий в апреле-июне — около двух месяцев. Из этого, наверное, и будем исходить, а все остальное придется списать на неизбежные на море случайности.

Так или иначе, существенного подъема цен на стальную продукцию в августе, скорее всего, не произойдет. Подорожает, прежде всего, прокат с покрытиями, который сейчас весьма сильно востребован и находится в дефиците. Продолжат рост сварные трубы, а вместе с ними немного поднимется рулонный прокат для их изготовления. Скорее всего, прибавит арматура, что показывает устойчивое состояние строительной отрасли и легкую нехватку металлолома. В то же время, металлурги пока не намерены пересматривать котировки на непокрытый листовой прокат.

Достаточно важным событием для российской металлургической отрасли стала прошедшая на прошлой неделе в Екатеринбурге выставка «Иннопром-2023». На ней, в частности, было анонсировано несколько интересных проектов.

Так, «Новосталь» планирует построить в Ростовской области новый завод с электропечью, на котором будет ежегодно выпускаться до 1 млн. т горячекатаного проката. Это первый крупный проект создания новых мощностей по выплавке стали, анонсированный за последние полтора года.

Сравнительно небольшой объем (1 млн. т в год) позволит новому предприятию без больших проблем вписаться в российский рынок. Он фактически заменит на нем украинскую группу «Метинвест», которая как раз ежегодно поставляла в Россию до 1 млн. т стальной продукции, причем, по большей части, листового проката. Излишки, конечно, будут, но ко времени запуска нового производства может увеличиться внутренний спрос на данную продукцию.

В рамках другого проекта группа ММК и ЦНИИчермет им. И.П. Бардина подписали соглашение о совместном создании импортозамещающего производства кованых валков для станов горячей и холодной прокатки. Фонд развития промышленности (ФРП) предоставляет на эти цели льготный кредит в размере 5 млрд. руб., что составит около 35% от общего объема инвестиций.

В настоящее время порядка 80% кованых рабочих и опорных валков, используемых российскими предприятиями, поступает из-за рубежа. Реализация данного проекта должна уменьшить долю импорта до около 30%. При этом впервые за многие годы полноценным участником проекта по созданию новых мощностей станет главный российский металлургический НИИ.

Как неоднократно заявлял генеральный директор ЦНИИчермет им. И.П. Бардина Виктор Семенов, отечественная металлургия должна и будет развиваться на базе отечественного оборудования. Хотя, понятно, процесс создания своей технической базы будет идти не быстро и не просто. Китайским производителям металлургического оборудования понадобилось, например, не менее 10-15 лет, причем они, как правило, могли опираться на заимствованные западные технологии.

Так или иначе, подвижки идут. Даже автомобилестроение подает признаки жизни, хотя и с отчетливым китайским акцентом. По крайней мере, «АвтоВАЗ» за первое полугодие получил по железной дороге почти в полтора раза больше металлопродукции, чем годом ранее. Учитывая, что простои на нем начались в марте 2022 г., эффект низкой базы там, конечно, присутствует, но восстановление налицо.

Расширение видимого спроса на российском рынке помогает отечественным металлургам компенсировать спад на экспорте. Как сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ, в первом полугодии перевалка черных металлов сократилась на 16,2% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. И сложно рассчитывать на то, что во второй половине текущего года обстановка изменится к лучшему.

Падение курса рубля позволило российским металлургам понизить экспортные котировки на заготовку до минимального уровня с ноября 2020 г. Впрочем, главную роль в этом падении сыграло ухудшение обстановки в Турции. Экономика там по-прежнему испытывает очень большие проблемы, а внутренние цены на сортовой прокат продолжают опускаться.

Правительство Турции с 10 июля повысило ставку НДС от 18 до 20%, была также увеличена ставка корпоративного налога. Сообщается, что дополнительные средства будут использоваться для финансирования восстановительных работ на юго-востоке страны. Однако на местный бизнес эти нововведения оказали негативное влияние. Кроме того, хотя прошел уже почти месяц, турецкий финансовый сектор все еще «переваривает» резкий подъем процентных ставок в конце июня.

Не зря турецкий президент Реджеп Эрдоган в последнее время подает сигналы о своей лояльности западному делу. Деньги Турции сейчас нужны просто позарез. А внутри страны взять их неоткуда. Россия в этом плане намного более устойчива.

Ближе к середине июля немного подскочили цены на черные металлы в Китае, хотя в целом рынок остался в пределах интервала, который он занимает еще в апреле. Подорожала до значимых величин только железная руда, но это можно объяснить укреплением юаня.

В последние дни доллар немного ослабел по отношению ко всем основным валютам. Это связано с тем, что инфляция в США в июне понизилась до наименьшего значения более чем за два года (3,0%, совсем как у нас). Поэтому предполагается, что ФРС США больше не будет поднимать ставки или ограничится одной минимальной прибавкой.

Под воздействием этих ожиданий и цены на нефть впервые с конца апреля превзошли отметку $80 за баррель. Ряд западных источников в связи с этим разразились стенаниями от того, что российская нефть превысила «потолочные» $60 за баррель на условиях FOB. И вообще, дисконт на нее в последнее время сильно уменьшился, что хорошо и для рубля, и для российского бюджета.

Правда, устойчивое повышение нефтяных котировок возможно только при условии ускорения китайской экономики, а с этим пока сложновато. В этом году рынок стали в Китае ведет себя по принципу: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Периодически на нем возникают оптимистичные ожидания, которые через некоторое время развеиваются как дым, а потом конденсируются снова.

На этот раз причиной ценового роста стало заявление Народного банка Китая о продлении мер поддержки для строительной отрасли до конца 2024 г. Также все ждут скорого заседания Политбюро КПК, на котором должна будет рассмотрена ситуация в экономике.

В то же время, сильным негативным сигналом для Китая стали данные о падении экспорта в июне на 12,4% по сравнению с тем же месяцем годичной давности. Это самый сильный спад с весны 2020 г. Причем внешние поставки в США сократились на 12%, а в Евросоюз — остались на том же уровне, что и в прошлом июне.

Консалтинговая компания Mysteel между тем прогнозирует, что видимое потребление стальной продукции в Китае во втором полугодии уменьшится на 5,7% или 27,8 млн. т по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. Причем вторая половина прошлого года была не самым лучшим временем. В частности, на него пришлось несколько продолжительных локдаунов, а цены на стальную продукцию падали, опустившись на минимальные уровни в начале ноября. В общем особого роста в экономке в Mysteel, очевидно, не ждут.

Таким образом, скорее всего, никаких подарков из-за рубежа в ближайшие месяцы для нас не будет. Все успехи и достижения придется создавать самим.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 618

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter