Тяжелое машиностроение России может более активно работать на цементную отрасль

В Москве прошел международный строительный форум «Цемент. Бетон. Строительные смеси – 2011», участие  в котором приняли участие 130 компаний. За 3 дня состоялись 8 конференций, на которых с докладами выступили 150 специалистов из 18 стран мира. В том числе обсуждалась проблема привлечения отечественных заводов тяжелого машиностроения к производству оборудования для новых цементных линий и производства качественных запасных частей к уже функционирующим.

В первой части совместного заседания НО «Союзцемент», Комитета по тяжелому машиностроению Союза машиностроителей России и Комитета по цементу, бетону и сухим смесям Российского союза строителей о перспективах развития цементной отрасли и ее состоянии на сегодняшний день рассказал Эдуард Большаков, руководитель Академического научно-технического центра «АЛИТ».

На сегодняшний день цементная промышленность еще не достигла докризисных показателей, хотя уже два года подряд идет наращивание объемов производства. Так, в 2010 году производство выросло на 13%, а в 2011 году эта цифра может составить около 12%. Отрасль постепенно выходит из кризиса, хотя падение к 2007 году было порядка 26% по производству, а по потреблению цемента еще больше. С ростом производства постепенно растет цена на цемент и проявляется относительно небольшая инвестиционная активность. На предкризисный объем отрасль может выйти уже в 2012 году.

Касательно среднесрочной перспективы (2020-25 гг.) существуют две цифры прогноза: экстенсивная оценка, которая предполагает достижение объема мощностей по производству цемента цифры в 150 млн т. По разным оценкам на сегодняшний день эти мощности оцениваются на уровне 75-80 млн т. Второй прогноз, интенсивный, дает цифру около 100 млн т. В стратегии развития промышленности стройматериалов, утвержденной в 2011 году, зафиксирован показатель в 97,7 млн т. Анализ показывает, что для достижения и удержания отметки в 100 млн т. необходима политика жесткого госрегулирования в этой области, чего, к сожалению сегодня не наблюдается – государство всячески отворачивается от этого вопроса и все отдает на откуп рынку. Поэтому наиболее вероятный вариант – увеличение объемов производства цемента в России к 2020-25 годам до 120-130 млн т.

Стоимость строительства нового современного завода с сухой технологией составляет 300-500 млн евро, что предполагает существенные капиталовложения. Процесс модернизации отрасли и наращивания мощностей сдерживается отсутствием господдержки и высокой стоимостью финансирования. Почти все цементные заводы привязаны к карьерам и являются градообразующими предприятиями. Следовательно, на них ложится тяжелая социальная нагрузка, и закрытие производств в случае остановки отрасли может привести к неблагоприятным социальным последствиям, что является дополнительным сдерживающим фактором для частного капитала.

Таким образом, даже если взять среднюю цифру по прогнозам, то к 2020-25 годам в стране должно быть введено 50-60 млн т. мощностей. Мощности среднего предприятия, которые вводятся сегодня, составляют 1,8-2 млн т., т.е. речь идет о строительстве 30 технологических линий.

Вторая проблема российским производителям цемента досталась в наследство от Советского Союза: около 86% мощностей на сегодняшний день работают по технологии мокрого производства. Она является устаревшей, неэкологичной, существенно менее экономичной. Сейчас работает порядка 190 установок мокрого способа производства цемента и 30 сухого. К 2020-25 годам необходимо закрыть или заменить часть устаревших линий, работающих по мокрой технологии на более энергоэффективные сухие, что потребует дополнительных вливаний в отрасль.

За 2008-10 в РФ было введено 9 млн т. на 6 предприятиях. Сейчас в стадии проектирования и активного строительства находятся установки общей мощностью в 28,5 млн т., т.е. инвестиции идут и рыночная ниша постепенно заполняется. На сегодняшний день в стране действует нулевая таможенная пошлина на ввоз двух технологических установок для производства цемента мощностью более 5 и 6,2 тыс. т./сутки.

Основной вопрос, обсуждавшийся на заседании, был сформулирован следующим образом: как можно привлечь отечественные заводы тяжелого машиностроения к процессу обновления и строительства новых мощностей по производству цемента? Представители цементной отрасли и комитет по тяжелому машиностроению Союза машиностроителей РФ выработали следующий вариант решения проблемы: предложить локализацию определенной части импортируемого оборудования поставщиком без снижения его качества.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 402

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter