Как показывает практика,
российские металлурги доби-
лись значительных успехов в
освоении выпуска более мас-
совых видов продукции. Так,
Северсталь, ММК, НЛМК мо-
гут производить все основ-
ные марки автолиста. Их про-
кат используется почти всеми
иностранными компаниями,
которые выпускают автомоби-
ли в России, а также постав-
ляется за рубеж, хотя пока и в
сравнительно небольших объ-
емах. Некоторые виды прока-
та от Северстали включены в
международную базу данных
AutoForm — программного
обеспечения по моделирова-
нию процессов штамповки.
Между российскими ме-
таллургами и автомобилестро-
ителями налажено тесное со-
трудничество. Так, АВТОВАЗ и
ММК организовали стратеги-
ческое партнерство по повы-
шению качества продукции,
созданию ее новых видов, ос-
воению новых компетенций.
На аналогичный уровень вы-
ходит сотрудничество ведуще-
го российского автопроизводи-
теля с Северсталью. На АВТО-
ВАЗе сейчас ведут кропотли-
вую работу по тестированию
российских материалов для
использования этих данных в
процессе моделирования.
НИОКР в области создания
новых видов стальной продук-
ции для автопрома идут в не-
прерывном режиме, поскольку
требования к материалам для
этой отрасли постоянно растут.
Специалисты ЦНИИчермета
им. И.П. Бардина выделяют два
основных направления созда-
ния новой продукции — высо-
коштампуемые стали для лице-
вых деталей и стали повышен-
ной прочности для элементов
кузова. Сегодня российские
ученые и металлурги вместе
работают, например, над соз-
данием новых марок двухфаз-
ных ферритно-мартенситных
сталей высоких классов проч-
ности, определяют наилучшие
режимы горячей прокатки, от-
жига, перестаривания.
В то же время некоторые
направления в области про-
изводства стали для автопро-
ма остаются пока труднодо-
ступными для российских ме-
таллургических комбинатов. В
частности, на заседании рабо-
чей группы обсуждалось созда-
ние новых марок стали для го-
рячей штамповки. О такой раз-
работке рассказали представи-
тели Северстали, однако соз-
данная на Череповецком ме-
таллургическом комбинате
технология применима пока
только к горяче- и холодно-
катаному прокату без покры-
тия, тогда как производителям
штамповок требуется защита
поверхности. В мировой прак-
тике для этой цели обычно ис-
пользуется алюмокремниевое
покрытие, но в России такого
производства нет, а импортная
продукция слишком дорога.
Впрочем, в настоящее вре-
мя в нашей стране нет и ли-
ний горячей штамповки, но,
по мнению металлургов и
промышленников, производи-
тели автокомпонентов рано
или поздно придут к необхо-
димости создания таких мощ-
ностей в рамках локализации
и импортозамещения. Тог-
да проблема отсутствия спе-
циализированных покрытий
встанет, как говорится, в пол-
ный рост.
Основная трудность здесь
в том, что новое производство
обойдется достаточно дорого,
а потенциальный рынок сбыта
совсем не велик. На АВТОВАЗе
его оценивают всего в не-
сколько тысяч тонн в год на
первых порах. Собственно,
именно это несоответствие за-
трат на освоение выпуска но-
вых видов продукции и ожида-
емых объемов продаж являет-
ся одной из наиболее сложных
проблем российской «автомо-
бильной» металлургии.
Как отметил начальник от-
дела инжиниринга материа-
лов АВТОВАЗа Д. Рузаев, соб-
ственно российское производ-
ство автомобилей недостаточ-
но велико. Из-за этого метал-
лургам нерентабельно нала-
живать выпуск специализи-
рованной продукции, потре-
бление которой в масштабах
страны исчисляется тысячами
или, может, несколькими де-
сятками тысяч тонн, тем более
что крупные западные корпо-
рации не будут утверждать от-
дельные материалы для рос-
сийских подразделений. Их
глобальный бизнес как раз и
основан на централизованном
снабжении по всему миру.
Именно поэтому уже ко-
торый год не сдвигается с ме-
ста вопрос снабжения россий-
ского автопрома продукцией
из нержавеющей стали. Впро-
чем, возможно, в ближайшем
будущем здесь произойдут
кое-какие подвижки. По сло-
вам представителя Мечела, на
предприятии вскоре вой-
дет в строй муфельная печь с
защитной атмосферой для от-
жига. Это позволит получать
высококачественный металл,
соответствующий требовани-
ям автопроизводителей.
Вообще, российские ме-
таллурги могут произвести
продукцию самого высоко-
го качества, порой выше ми-
рового уровня. Так, Север-
сталь совместно с ЦНИИчер-
метом им. И.П. Бардина раз-
работали уникальную высоко-
демпфирующую сталь 01Ю5Т,
способную поглощать упру-
гие колебания и погашать ви-
брацию. Причем ее механиче-
ские свойства позволяют ис-
пользовать ее для изготовле-
ния вибропоглощающих на-
кладок, вкладышей, втулок,
кронштейнов подвеса вибро-
активных деталей и прочей
сходной продукции. Получают
сталь по обычной технологии,
так что ее стоимость пример-
но такая же, как у обычной ле-
гированной стали.
Пока что на Череповецком
металлургическом комбинате
провели только одну плавку —
350 т. Сейчас на предприятии
ищут заказчиков на следующие
350 т. Одним из них станет
АВТОВАЗ, планирующий про-
вести испытания нового мате-
риала. Но такая сталь, очевид-
но, найдет широкое примене-
ние и за пределами автопрома.
Виктор Тарнавский
Церемония подписания, в ко-
торой приняли участие гене-
ральный директор УК «Метал-
лоинвест» А. Варичев, первый
заместитель генерального ди-
ректора — коммерческий ди-
ректор УК «Металлоинвест»
Н. Эфендиев, генеральный ди-
ректор ММК П. Шиляев, гене-
ральный директор ТМК
А. Ширяев и коммерческий
директор трубного дивизиона
Группы ЧТПЗ Д. Приходько,
состоялась в рамках Между-
народной промышленной вы-
ставки «Металл-Экспо’2016».
Срок действия соглаше-
ний — один год. Всего Метал-
лоинвест поставит 570 тыс. т
ГБЖ, в том числе ММК —
200 тыс. т продукции, ТМК —
220 тыс. т, ЧТПЗ—до 150 тыс. т.
В соответствии с услови-
ями контрактов ценообразо-
вание будет осуществляться в
рамках формульной методики,
опирающейся на рыночные
индикативы стоимости метал-
лургического сырья на миро-
вом и российском рынках.
«Это первые долгосрочные
контракты Металлоинвеста с
российскими компаниями на
поставку ГБЖ, которое проч-
но зарекомендовало себя как
эффективная добавка к метал-
лолому для производства вы-
сококачественных марок ста-
ли, — заявил генеральный ди-
ректор УК «Металлоинвест»
А. Варичев. — Для нас особен-
но важно, что ключевые рос-
сийские потребители в лице
ММК, ТМК и ЧТПЗ оценили
преимущества этого преми-
ального продукта».
Генеральный директор
ММК П. Шиляев отметил: «Ме-
таллоинвест как компания и
бренд прочно ассоциируется
на железорудном и металлур-
гическом рынках с успехами в
горнодобывающем бизнесе, с
грамотным менеджментом и
эффективной модернизацией
металлургического производ-
ства. Соглашение призвано
укрепить долгосрочные и вза-
имовыгодные отношения на-
ших компаний».
А. Ширяев, генераль-
ный директор ТМК, отмеча-
ет: «Подписанное соглашение
позволит ТМК диверсифици-
ровать источники сырья, со-
кратив таким образом риски
в условиях ценовой волатиль-
ности на рынке лома. Кроме
того, горячебрикетированное
железо улучшит качество ста-
лей, требующих пониженного
содержания цветных метал-
лов и вредных примесей».
«Мы рассчитываем, что бла-
годаря применению ГБЖ в вы-
плавке стали в нашем электро-
сталеплавильном цехе «Желез-
ный Озон 32» в Первоуральске
(Свердловская обл.) снизится
содержание вредных примесей
и неметаллических включений,
что будет способствовать улуч-
шению механических свойств
продукции в соответствии с вы-
сокими стандартами Белой ме-
таллургии. Кроме того, за счет
использования ГБЖ как альтер-
нативного металлургического
сырья обеспечивается бóльшая
сырьевая безопасность стале-
плавильного производства ком-
пании», — говорит коммер-
ческий директор трубного ди-
визиона Группы ЧТПЗ Д. При-
ходько.
Металлоинвест заверша-
ет строительство третьего
цеха завода горячебрикети-
рованного железа (ЦГБЖ-3)
на Лебединском горно-обога-
тительном комбинате. Новый
цех мощностью 1,8 млн т
в год станет одним из круп-
нейших в мире. С запуском
ЦГБЖ-3, запланированным на
конец 2016 — начало 2017 г.,
укрепятся позиции компании
на мировом рынке металлизо-
ванного сырья с высокой до-
бавленной стоимостью.
Энергоэффективность про-
изводства ГБЖ в 2 раза выше,
чем производства чугуна, что
дает горячебрикетированно-
му железу существенные кон-
курентные преимущества.
К тому же это более эколо-
гичный продукт: при его про-
изводстве выбросы парнико-
вых газов ниже практически
вдвое, чем при классическом
доменном производстве.
Стоит напомнить, что Ме-
таллоинвест является веду-
щим производителем и по-
ставщиком железорудной про-
дукции и горячебрикетиро-
ванного железа на глобаль-
ном рынке и одним из регио-
нальных производителей вы-
сококачественной стали. Ком-
пания обладает крупнейшими
в мире железорудными место-
рождениями, у нее одни из са-
мых низких показатели себе-
стоимости производства же-
лезорудного сырья.
Пресс-служба
УК «Металлоинвест»
M
M
Что получает КУМЗ от уча-
стия в «Металл-Экспо»? Каза-
лось бы, какой смысл такому
известному предприятию это
делать, ведь вас знает едва ли
не каждый потребитель алю-
миниевого проката в России...
Действительно, КУМЗ на
протяжении многолетней
истории был и остается веду-
щим предприятием в произ-
водстве алюминиевых полу-
фабрикатов. Он поставляет
продукцию всем крупнейшим
отечественным предприятиям
высокотехнологичных отрас-
лей промышленности.
Любому предприятию
важно не только достичь за-
данной планки успешности и
узнаваемости, но и сохранить
полученный результат, стре-
миться к развитию и расши-
рению, а это зачастую более
сложная и комплексная зада-
ча. Исходя из этого принципа,
отмечу, что мы не сторонни-
ки почивания на лаврах. Для
нас важно держать руку на
пульсе своей отрасли — отсле-
живать тенденции ее разви-
тия, поддерживать связь с за-
казчиками и оперативно реа-
гировать на изменение их по-
требностей и ожиданий, вла-
деть информацией о положе-
нии и действиях наших кон-
курентов, выстраивать сбы-
товую политику предприятия
с учетом мнения наших дис-
трибьюторов. Благодаря это-
му КУМЗ неизменно соответ-
ствует статусу современного
высокоэффективного произ-
водителя.
Носящая статус междуна-
родной, выставка «Металл-
Экспо» является одним из ре-
сурсов для достижения обозна-
ченной выше цели. Мы макси-
мально эффективно использу-
ем предоставляемые выстав-
кой возможности: на стен-
де КУМЗа рассказываем о дея-
тельности предприятия, о ходе
реализации новых проектов,
проводим многочисленные
встречи и переговоры с пар-
тнерами и заказчиками, обме-
ниваемся мнениями с экспер-
тами, принимаем участие в ор-
ганизуемых в ее рамках круг-
лых столах и конференциях.
Объем информации, ее
практическая ценность и при-
менимость настолько значи-
мы, что мы оцениваем резуль-
тативность участия в выстав-
ке как высокую.
M
M
Сегодня на отечественном
рынке алюминиевых полуфа-
брикатов наблюдается стагна-
ция, спрос слабоват. Как идут
дела на вашем предприятии?
Не намерены ли вы пересмо-
треть план производства на те-
кущий год в сторону снижения?
Безусловно, мы нарав-
не с другими отечественны-
ми предприятиями ощущаем
значительное негативное вли-
яние общемирового эконо-
мического спада. Отмечу, что
спрос снижается не только на
российском рынке алюмини-
евых полуфабрикатов, но и на
международном. Некоторые
отрасли промышленности, за-
интересованные в поставках
нашей продукции, до сих пор
не могут восстановиться по-
сле резкого спада в 2015 г. и
демонстрируют лишь незна-
чительную динамику роста,
что, несомненно, отражается
и на нас, так как пропали ос-
военные рынки сбыта.
В сложившихся условиях
конкуренция за спрос стано-
вится более жесткой. Мы ис-
пользуем все доступные на се-
годняшний день возможно-
сти, чтобы максимально при-
влечь заказы на КУМЗ. По ре-
зультатам десяти месяцев те-
кущего года констатирую, что
плановая годовая производ-
ственная программа предпри-
ятием в целом выполняется и
пересмотра в сторону сниже-
ния не будет.
M
M
В прошлом году завод за-
пустил первую очередь но-
вого прокатного комплекса.
Как идет строительство вто-
рой очереди? Ее запуск состо-
ится, как и планировалось, в
2017 г.?
Вторая очередь нового
прокатного комплекса (цех
горячего проката и термиче-
ской обработки) строится в
соответствии с графиком. За-
вершение пусконаладочных
работ и запуск нового обору-
дования в эксплуатацию за-
планированы на 2017 г.
M
M
Как намерены развивать
производство и сбыт продук-
ции после окончания стро-
ительства прокатного ком-
плекса?
Продукция нового про-
катного комплекса уникаль-
на по всем характеристикам.
Она открывает нам выход на
новые рынки сбыта, где рань-
ше наше присутствие не пред-
ставлялось возможным из-за
ряда ограничений, обуслов-
ленных повышенными требо-
ваниями заказчиков. Произ-
водственные мощности про-
катного комплекса в совокуп-
ности с действующими куз-
нечным и прессовым произ-
водствами позволяют КУМЗу
нацеливаться на комплекс-
ные поставки продукции, и
мы в полном объеме и более
качественно станем удовлет-
ворять потребности предпри-
ятий в алюминиевых полуфа-
брикатах.
Вследствие введения в экс-
плуатацию прокатного ком-
плекса увеличатся и произ-
водственных планы, и пла-
ны продаж, и нам потребует-
ся приложить больше усилий
для продвижения нашей про-
дукции, для привлечения но-
вых партнеров и заказчиков,
для того чтобы производство
соответствовало требованиям
рынка. Производственная и
коммерческая службы КУМЗа
работают в данном направле-
нии уже длительное время, и
сегодня можно прогнозиро-
вать объемы заказов и рын-
ки сбыта.
Несомненно, КУМЗ, как
стратегически важный по-
ставщик, ориентируется в
первую очередь на внутрен-
ний рынок и уже затем по
остаточному принципу загру-
жает производственные мощ-
ности продукцией для экс-
портного направления.
Интервью подготовил
Леонид Хазанов
Metal
Expo
news
/
2016
Официальное издание
Международной промышленной выставки «Металл-Экспо»
Сырьевая база | Алюминий | Поставки для автопрома
2
№2
10 ноября 2016 года
Мы не сторонники почивания на лаврах
Легендарный Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ) является крупнейшим в России производителем различных видов продукции из крыла-
того металла. О том, для чего лидеру алюминиевой индустрии участвовать в выставке «Металл-Экспо’2016», как он чувствует себя на нестабильном рынке
и как продвигается создание нового прокатного комплекса, рассказал президент управляющей компании Алюминиевые продукты
А. Скорняков
.
«Металл-Экспо’2016» — работа кипит!
Больше
российских
материалов
для автопрома!
Металлоинвест поставит ММК, ТМК и ЧТПЗ
более 0,5 млн т горячебрикетированного железа
В рамках выставки «Металл-Экспо’2016» состоялось
заседание рабочей группыпо освоениюновых видов
и улучшению качества металлопродукции для авто-
мобилестроения. В нем приняли участие представи-
тели металлургических компаний, поставляющих
стальнуюпродукциюдля автопрома, автомобильных
заводов и научно-исследовательских институтов.
Впервые Металлоинвест подписал долгосрочные контракты на поставку горячебрикетированного железа (ГБЖ) российским металлургическим компаниям.
В год десятилетнего юбилея компания заключила долгосрочные контракты сразу с тремя крупнейшими партнерами – с Магнитогорскимметаллургическим ком-
бинатом (ММК), Трубной Металлургической Компанией (ТМК) и Группой ЧТПЗ.
В соответствии с условиями контрактов ценообразование бу-
дет осуществляться в рамках формульной методики, опираю-
щейся на рыночные индикативы стоимости металлургическо-
го сырья на мировом и российском рынках.