Российские заводы строительно-дорожного машиностроения наростили производство в 2023 г.

Российские заводы строительно-дорожного машиностроения наростили производство в 2023 г.

По данным портала «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой в РФ СДТ), российские заводы строительно-дорожного машиностроения произвели за 12 месяцев 2023 г. продукции на общую сумму 90 млрд руб., что на 19% больше, чем за 2022 г.

Отгрузки СДТ на внутренний рынок РФ за рассматриваемый период составили 84 млрд руб., что на 15% выше показателя 2022 г.

В количественном выражении за 12 месяцев 2023 г. отгрузки кранов-трубоукладчиков выросли в 2,1 раза, экскаваторов-погрузчиков – на 63%, кранов-манипуляторов – на 35%, экскаваторов – на 29%, дорожных катков – на 21%, мини-погрузчиков – на 12,5%.

Отгрузки телескопических погрузчиков в количественном выражении в 2023 г. сократились на 34%, гусеничных бульдозеров – на 17%, автогрейдеров – на 12%, фронтальных погрузчиков – на 6%, автокранов – на 5%.

На производство и отгрузки строительно-дорожной техники положительно повлияли высокие объемы строительства и реализация масштабных инфраструктурных проектов. При этом одной из главных проблем для отрасли является агрессивный импорт. По оценке Ассоциации «Росспецмаш», в 2023 г. он вырос на 58% и превысил 440 млрд руб. В результате ряд ключевых сегментов отечественной СДТ показали отрицательную динамику. Импорт доминирует в таких сегментах, как автогрейдеры, экскаваторы, дорожные катки, фронтальные погрузчики, асфальтосмесительные установки. Доля, которая приходится на зарубежные поставки этой техники, варьируется от 65 до 94%.

За счет более выгодных условий производства (например, в Китае), а также всесторонней государственной поддержки иностранные производители предлагают потребителю более низкие цены. Зачастую их уровень находится на грани рентабельности или даже за её гранью.

Кроме того, отечественные заводы сталкиваются с отсутствием производства в России ряда ключевых компонентов, либо их предложение не может удовлетворить имеющийся спрос. А такие факторы, как дорогой металл, запретительно высокие ставки по кредитам, высокие налоги, приводят к дополнительным издержкам производства.

Даже в сложившихся непростых условиях отечественные заводы не прекращают инвестиционной деятельности. В разных регионах страны реализуются проекты по строительству новых площадок и модернизации действующих.

Дальнейшее развитие производства в России СДТ потребует создания равных условий конкуренции с иностранными игроками. Важно защищать свой рынок при помощи различных тарифных инструментов, как это делают в зарубежных странах.

Есть такой действенный и эффективный инструмент для защиты рынка (и прежде всего потребителя), как техническое регулирование. Он позволяет следить за добросовестным выполнением сертификации, чтобы на российский рынок не поступала техника низкого качества. Тогда можно было бы защитить инвестиции компаний, которые активно вкладывают средства в современные технологии, выпуская инновационную, высокопроизводительную продукцию. Такая тактика направлена на стимулирование прогресса.

Необходимо и дальше использовать механизм утилизационного сбора с условием периодического пересмотра ставок и их гарантированного поэтапного роста в отношении продукции, отечественные производители которой возьмут на себя обязательства по достижению государственных целевых показателей относительно увеличения объема выпуска и рыночной доли.

Нужно направлять гранты на развитие производства ключевых компонентов для строительно-дорожной техники с объемом финансирования не менее 20 млрд руб. на три года, распространить льготы для IT-компаний на производителей специализированной техники, углублять кооперацию между производителями и потребителями комплектующих, обеспечить российских машиностроителей и производителей комплектующих льготными кредитами по ставке от 0 до 1%. Налоговая политика при этом должна стимулировать производство внутри страны, а не выполнять исключительно фискальные функции.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 72

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter