Внешние факторы. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (30 сентября — 7 октября 2018 г.)

Так получилось, что в первую неделю октября наиболее обсуждаемой оказалась тема нефти. Российская энергетическая неделя с участием президента Российской Федерации и таких «тяжеловесов» как министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Халид аль-Фалех привлекла к себе большое внимание мировых СМИ, а развитие ситуации вокруг Ирана только повышало интерес к энергетическим проблемам.

Безусловно, нефть оказывает немалое влияние и на обстановку на мировом рынке стали, где начало октября, наоборот, выдалось тихим. В Китае праздновали очередную годовщину основания КНР, и вся страна на неделю ушла на каникулы. Зато пауза дала возможность еще раз обсудить те тенденции, что развиваются сейчас в китайской и мировой экономике.

Цены на нефть в первых числах октября ненадолго превысили отметку $85 за баррель для сорта «брент». По мнению ряда уважаемых в мире специалистов из крупных инвестиционных банков и фондов, достижение уровня $90-100 за баррель, а то и превышение его является лишь вопросом времени. И основной причиной этого подъема называется американское давление на Иран.

Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в очередной раз злобно высказался о том, что Штаты несмотря ни на что будут давить иранский экспорт нефти и газа, сводя его в ноль, а все, кто посмеют нарушить запрет, получат суровые американские санкции. Пока что многие покупатели иранской нефти, включая даже страны Евросоюза, отказываются подчиняться американским требованиям либо делают это с оговорками. И только благодаря этому нефть сейчас стоит только $85 за баррель, а не сотню. По некоторым данным, с рынка сейчас ушло лишь порядка 1 млн. баррелей в день иранской нефти, а ведь в первой половине текущего года ежедневные поставки достигали 2,5 млн. баррелей.

Возникает впечатление, что в информационном пространстве сейчас предпринимаются титанические усилия по тому, чтобы предотвратить дальнейшее подорожание нефти. Американские представители вплоть до госсекретаря Майка Помпео уверяют, что Саудовская Аравия, Ирак, Россия и сами США шутя компенсируют изгнание Ирана с мирового рынка. Министерство энергетики США как-то очень вовремя обнародовало рекордно высокие данные о добыче нефти в стране, показывая, что опасаться ее нехватки нет никаких оснований.

В последние дни МВФ, ОЭСР и несколько «экономических гуру» выступили с предупреждениями о том, что миру якобы грозит новый глобальный финансовый кризис. Такая опасность действительно есть: долговая пирамида из «дутых» активов, выстроенная за последние десять лет, рано или поздно обрушится, тем более, что ФРС США проводит весьма рискованную для ее устойчивости политику повышения процентных ставок. Однако представляется, что в данный момент подобные заявления делаются для того чтобы создать негативные ожидания и тем самым дать обоснование прогнозам удешевления нефти из-за падения спроса на нее по причине замедления мировой экономики.

Страны — экспортеры нефти во главе с Саудовской Аравией и Россией сами не слишком заинтересованы в том, чтобы котировки подскочили до $100 за баррель. Во-первых, дорогие энергоносители действительно могут «посадить» экономику стран-импортеров. А во-вторых, совершенно незачем воспроизводить обстановку 2010-2014 гг. и «кормить» высокими ценами американских сланцевиков. Поэтому они тоже стараются не нагнетать страсти и поддерживать цены на умеренно высоком уровне.

На самом деле возможность наращивания нефтедобычи сейчас весьма ограничена. Да, Саудовская Аравия, Россия и страны Персидского залива с начала лета увеличили ее в совокупности на тот самый миллион баррелей в день. Этого в целом хватает, чтобы компенсировать иранские потери, деградацию нефтедобывающей промышленности Венесуэлы и прочие мелкие неприятности. Но «вынуть и положить» еще полтора миллиона, требующиеся для полного покрытия иранского экспорта, они не в состоянии — по крайней мере, в разумные сроки. Поэтому, надо понимать, и сами США будут угрожать, надувать щеки, но не слишком усердствовать.

Возможно, то же самое будет происходить и на «китайском фронте»: заявления, твиты, визги, но не так много реальных дел. Китайцы уже продемонстрировали, что могут достаточно больно уязвить США в ответ на введение пошлин на свои товары. Как отмечали в последнее время мировые СМИ, КНР перестала покупать у американцев нефть и сжиженный природный газ, поставив под вопрос будущее США как «глобальной энергетической державы». Были введены пошлины на концентрат редкоземельных металлов, что может привести к банкротству единственного в США производителя этой продукции, отправляющего ее в Китай на рафинирование. Тревогу забили и в Пентагоне, признав наличие сильной зависимости американской «оборонки» от китайских комплектующих.

Вообще, за неделю своего отсутствия на рынке Китай только повысил интерес к себе. За последние дни ряд экспертов из правительства Австралии, агентства Reuters, ведущих железорудных компаний и международных банков разразились серией прогнозов и комментариев по поводу дальнейшего развития событий в этой загадочной стране. Основной итог этой высокоинтеллектуальной деятельности таков: китайцы в очередной раз ухитрились замутить ситуацию на мировом рынке стали до состояния полной загадочности и непредсказуемости.

Все очень оживленно обсуждают вопрос о том, что будет происходить в китайской металлургической промышленности этой зимой. Если в прошлом году сокращать производство требовали от всех компаний, чьи предприятия находятся в наиболее загрязненных регионах, то сейчас, как ожидается, будет применяться строго индивидуальный подход. Во-первых, масштабы ограничений будут варьироваться в зависимости от показателей системы экологического мониторинга. А, во-вторых, компаниям, которые выполняют экологические нормативы, не грозят никакие репрессии. Достоверной статистики по этому вопросу не существует, но все уверены в том, что такие «передовики» в стране есть.

Впрочем, как показал опыт прошлой зимы, реальный выхлоп от всех этих рассуждений весьма скромный. Цены на стальную продукцию в Китае в последние месяцы колеблются много и хаотично, но в пределах достаточно узких интервалов. Китайский экспорт стали в этом году продолжил сокращаться, причем местные компании, как правило, не стремятся агрессивно продвигать свою продукцию за рубеж с помощью низких цен. И пока нет никаких причин ожидать, что эта ситуация в обозримом будущем как-то изменится. Правительство КНР держит экономику под контролем, стимулирующие меры предпринимаются, а избытка предложения стальной продукции удается избежать.

Для российских металлургических компаний куда больший интерес представляет Турция. Сентябрь для нее выдался весьма сложным. Инфляция достигла 24,5% - максимального уровня за последние 15 лет. Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 68% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Многие стройки остановлены, а крупные инфраструктурные проекты, которые планировалось реализовать в ближайшие годы, отложены либо откорректированы в сторону уменьшения. Зато Турция почти вдвое увеличила экспорт стали по сравнению с сентябрем 2017-го.

Турецкие власти, правда, заверяют, что самое худшее уже позади, а в течение ближайших трех месяцев правительство стабилизирует ситуацию в экономике и погасит инфляцию. Однако при этом, очевидно, значительно уменьшится экономическая активность. Некоторые металлургические компании, впрочем, в последнее время приобретали за границей крупные партии металлолома, т. е. заказами они обеспечены. Вообще, есть основания ожидать, что рынок стали в Турции в октябре-ноябре начнет подавать некие признаки жизни. Благодаря этому может приостановиться спад в секторах заготовки и сортового проката. Тем более, что рынок могут поддержать и страны Восточной Азии, где как раз завершился дождливый сезон.

На российском рынке стали тем временем все пока грустно. Завышенные в августе-сентябре цены на арматуру стремительно падают, теряя на споте по 1,5 тыс. руб. за т в неделю, и уже приближаются к отметке 40 тыс. руб. за т с НДС для продукции А500С размером 12 мм. Однако спрос со стороны строительной отрасли еще есть, так что поставщики могут рассчитывать на стабилизацию в ближайшие недели. Во всяком случае, для металлургов пределом отступления должен стать экспортный паритет.

То же самое, только в меньших масштабах, происходит и в секторе листового проката. Российские металлургические компании, вынужденные сбрасывать цены за рубежом и потерявшие большую часть турецких продаж, пошли на уступки дистрибьюторам, весьма существенно опустив котировки по сентябрьским контрактам. Однако на споте лист и сварные трубы продолжают дешеветь под влиянием низкого спроса и избыточных складских запасов, так что дальнейшее отступление неизбежно. По итогам текущего месяца у горячекатаного проката тоже есть шансы опуститься ниже отметки 40 тыс. руб за т, хотя реальный уровень будут определять такие факторы как обстановка на мировом рынке и курс рубля по отношению к доллару.

Увы, валютные колебания, как правило, происходящие под влиянием внешних событий, очевидно, еще долго будут оказывать сильное влияние на российский рынок стали и экономику в целом. Хотя как раз на прошлой неделе план по ее дедолларизации вышел на правительственный уровень. Избавляться от слишком большой зависимости от американской валюты и в самом деле стоит, тем более, что эта тема сейчас и в мировом тренде. Но это дело не года и даже не пятилетки.

Чтобы соскочить с «долларовой иглы», необходимо построить взамен новую систему международных расчетов, основанную то ли на мультивалютном стандарте, то ли на каком-либо новом всеобщем эквиваленте. Здесь недостаточно простого осуществления платежей в национальных валютах. Чтобы новой системой заинтересовался большой бизнес, которого доллар пока что вполне устраивает, она должна стать надежной, безотказной и безопасной. А для этого нужно, как минимум, хотя бы обеспечить относительную стабильность национальных валют друг к другу и минимизировать практику искусственного занижения курсов.

Впрочем, как и во многом другом, здесь должен главенствовать принцип: глаза боятся, а руки делают. Мир, сложившийся в начале 90-х, необратимо рушится, и нечего его жалеть! А каким будет новый, зависит в том числе и от нас.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Кроме того, ознакомиться с тенденциями развития российской и мировой металлургической отрасли, обсудить актуальные вопросы и встретиться с интересными людьми в четвертом квартале 2018 г. можно будет на конференциях «Медь, латунь, бронза: тенденции производства и потребления» 11-12 октября в Екатеринбурге и «Российский рынок металлов» 12 ноября в Москве.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 644

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter