Прошла весна, настало лето... а некого благодарить. Российский и мировой рынок стали: 8-15 июня 2025 г.
Металлотрейдеры гадают, будет ли потребление в ближайшие месяцы достаточно значительным, чтобы выйти по продажам хотя бы на минус 10-15% по сравнению с прошлым годом — заметим, отнюдь не самым благополучным. В некоторых отраслях пессимисты заявляют о падении спроса даже не в проценты — в разы.
В связи с этим данные «Корпорации Чермет», на которые ссылается «Коммерсантъ», об увеличении выплавки чугуна и стали в мае по сравнению с апрелем начинают выглядеть немного тревожно. Смогут ли металлурги, даже с учетом начатого ремонта на доменной печи «Северстали», и дальше держать рынок на голодном пайке, чтобы не допустить избытка предложения и ценового обвала?
Металлотрейдеры и производители сварных труб малого и среднего диаметра в последнее время сокращают закупки стальной продукции на меткомбинатах. По некоторым отзывам, дальнейшее сужение видимого спроса на споте приводит к накоплению запасов труб и горячекатаного проката на складах. Пока объемы этих излишков сравнительно невелики, но они увеличиваются.
Самая большая проблема в том, что потребление металла сокращается во всех отраслях. Уменьшают закупки проката не только металлотрейдеры, но и конечные потребители в строительстве, автомобиле- и машиностроении. Причем поворота к лучшему в обозримом будущем не предвидится. Чтобы бизнес нарастил спрос, ему нужно понизить процентные ставки, так как при низкой прибыльности большинство компаний нуждаются в кредитах. Еще одним важным источником спроса может стать государство, но у него сейчас есть некоторые проблемы со средствами.
По данным Министерства финансов, которые приводит, в частности, «Интерфакс», за первые пять месяцев 2025 г. бюджет был сведен с дефицитом в 3,393 трлн. руб., что составляет 89,5% от показателя за весь год согласно поправкам, которые рассматриваются в Государственной Думе. Теперь залезать в долги больше нельзя, придется экономить.
Причем, доходы в январе-мае даже увеличились на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 14,732 трлн. руб. И произошло это за счет не экспорта нефти, который принес государству на 700 млрд. руб. меньше, чем годом ранее, а посредством усиления налоговой нагрузки на экономику. С нее за пять месяцев было собрано на 1,15 трлн. руб. больше, чем в тот же период годичной давности.
Причиной роста бюджетного дефицита стали расходы, которые за январь-май достигли 18,125 трлн. руб, что аж на 20,7% превосходит уровень годичной давности. Причем наибольшее превышение прошлогоднего графика (на 64,1%) пришлось на январь.
Даже странно, как такие огромные траты прошли практически незамеченными для рынка стальной продукции. Хотя нет, не прошли. По-видимому, высокие темпы роста ВВП в январе (3,0% по сравнению с тем же месяцем прошлого года) и неожиданный скачок в объемах строительных работ в первом квартале и были прямым следствием вливания этих триллионов в экономику.
Вероятно, именно поэтому страдания бизнеса от высоких процентных ставок были лишь в незначительной степени учтены Росстатом, который считает, как известно, «среднюю температуру по больнице». Но если государство тоже переходит в режим минимальных трат, проседание экономики может оказаться весьма резким. Не исключено, что мы его сейчас и видим воочию.
Негативные тенденции могут накапливаться медленно и постепенно, а затем проявиться резким скачком или, в данном случае, падением. Так что не мешало бы заранее соломки подстелить. Однако как это сделать в нынешних условиях, когда вся экономика задыхается из-за завышенных ставок и тотального дефицита денег, а отпустить вожжи и ослабить гайки боязно — вдруг снова инфляция подскочит?!
Вообще, по опыту последних лет можно сделать вывод о том, что основной вклад в инфляцию, пожалуй, вносит не столько избыточный спрос, как утверждает Центральный банк, сколько увеличение затрат. Возможно, чтобы справиться с этой проблемой, надо просто держать на месте рубль, установить мораторий на дальнейшее повышение тарифов и активнее привлекать ФАС к отслеживанию цен и анализу обоснованности их роста. Кроме того, надо подумать и об увеличении мобильности рабочей силы, чтобы ограничить гонку зарплат, — например, путем выкупа непроданных квартир у девелоперов и создания на их основе рынка государственного арендного жилья.
Все это не знакомо, не изведанно и, наверное, рискованно. Но ситуация складывается таким образом, что инерциальный сценарий по принципу: «Если не знаешь, что делать, не делай ничего» может привести нас в совсем уж нехорошую ситуацию. Ведь вопрос о том, на сколько хватит запаса прочности у российских «средне-крупных» компаний, уже становится актуальным.
В правительстве в последнее время разрабатывают механизмы прямых дотаций и грантов, чтобы избежать дорогостоящего субсидирования процентной ставки. Центробанк в кои-то веки прибег к такому инструменту как коррекция ставки резервирования, предложив уменьшить ее для государственно-частных проектов, пусть и с оговорками. Но надо делать больше!
Заграница нам, во всяком случае, не сильно поможет. В Китае начался дождливый сезон, внутренний спрос сократился, а местные металлургические компании стали более активно искать рынки сбыта за рубежом, безбожно заваливая цены. На прошлой неделе поступали сообщения о продажах китайской заготовки в Турцию по $450 за т CFR и горячекатаного проката во Вьетнам по $430-440 за т CFR. Это примерно на $10-20 за т меньше, чем в конце прошлого месяца. Причем, нет никакой гарантии, что это не дно.
Вообще, Китай с его избыточными производственными мощностями практически во всех отраслях промышленности — это действительно проблема, причем, и для него самого тоже. На состоявшейся в начале июня выставке «Металлоконструкции 2025» представители российских производителей крепежа жаловались на разрушительную конкуренцию со стороны крайне дешевого (и порой некачественного) китайского импорта.
То же самое слово в слово могут сказать и многие другие российские промышленники — производители автомобилей, оборудования, огнеупоров, литья и многого другого. А ведь некоторые компании уже задумываются над возможностью ввоза из Китая дешевого по нынешним временам листового проката...
Тут возникает вопрос: а откуда берется эта китайская дешевизна? Почему китайцы могут продавать свою продукцию по низким ценам, а конкурировать с ними по-честному настолько сложно? В российском бизнесе распространена точка зрения о том, что китайские компании получают массированные преференции от государства и в связи с этим имеют ненормально низкую себестоимость. В некотором смысле это правда, но не вся.
Стоимость сырья, электроэнергии и прочих ресурсов в Китае в принципе не ниже, чем в России, а то и выше. Однако китайские компании несут существенно меньшие издержки. Налоговая система относительно простая и не слишком обременительная. Даже среди среднего бизнеса большая доля государственных компаний, которым проще получать заказы от местных органов власти и решать проблемы с задолженностью.
Ключевая ставка в Китае немного превышает 3%, причем в финансовом секторе доминируют госбанки, которые зачастую действуют как институты развития. Реструктуризация долгов даже частных компаний — дело обычное. Многолетний кризис на местном рынке недвижимости не привел к массовому банкротству девелоперов и потере триллионов юаней капиталовложений. Ограничилось только несколькими случаями без тяжелых последствий для национальной финансовой системы.
Наконец, в Китае легко создавать новые компании (по крайней мере, самим китайцам) и вообще вести бизнес. Из этого вытекают крайне жесткий уровень внутренней конкуренции и очень большая динамичность предпринимателей. Так как кредиты доступны и дешевы, китайские компании не боятся убыточности, когда речь идет о завоевании рынка. Например, в 2022-2024 гг. такая конкуренция привела к обвалу цен на солнечные панели, совокупные мощности по производству которых более чем в два раза превысили глобальные потребности.
Сейчас та же самая история происходит в Китае с электромобилями. Металлургическая ассоциация CISA и ассоциация автопроизводителей CAAM призывают дать укорот так называемым «neijuan» - агрессивным новичкам, которые вбили цены на машины в пол и тем самым нарушают честную конкуренцию и ставят под угрозу всю отрасль вместе с производителями автокомпонентов.
Таким образом, китайские компании ведут себя за рубежом точно так же, как и дома. Агрессивное понижение цен с целью захвата или удержания рынка для них — самая обычная практика. Добавим к этому стабильность юаня и весьма жесткий трудовой режим и получим искомый ответ на вопрос о причинах китайской конкурентоспособности. А можно даже посмотреть еще шире и признать, что смешанная экономика Китая с сильным государственным влиянием просто эффективнее, чем чисто рыночный капитализм.
На прошлой неделе китайцы добились прогресса на переговорах со США. Они пообещали ослабить ограничения на экспорт редкоземельных металлов, грозящие большими проблемами для всей западной автомобилестроительной отрасли. В ответ американцы должны снять барьеры перед экспортом высокотехнологичной продукции в Китай. Также стороны договорились об отмене повышенных таможенных тарифов. Заметим, что это предусматривает возвращение к статусу-кво, без претензий США на выравнивание торгового баланса с КНР.
Если этот процесс нормализации будет доведен до конца, для мировой экономики это станет обнадеживающим сигналом. Например, уже имеющиеся договоренности способствовали повышению цен на нефть до самого высокого уровня с начала апреля. Правда, потом нефть подскочила еще выше, но при таких обстоятельствах, что лучше бы она осталась на месте.
Нет, все-таки нужно больше хороших новостей! Лето должно быть приятным.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".
Приглашаем всех принять участие в выставке "Металл-Экспо" и конференциях во второй половине 2025 г.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.