Е. Виноградов: Северсталь имеет 100-процентную загрузку мощностей
На вопросы газеты «Речь» ответил генеральный директор дивизиона «Северсталь Российская сталь» и ресурсных активов Евгений Виноградов.
- Евгений Николаевич, сегодня на волне экономической турбулентности даже тех череповчан, кто не связан с металлургическим производством, стали интересовать такие «скучные» на первый взгляд вопросы, как объемы производства и продаж «Северстали». По итогам прошлого года западные санкции мешали деятельности компании, но вы отработали лучше, чем конкуренты. Какова ситуация в 2023 году?
– Если тема загрузки комбината интересна жителям Череповца, это означает только одно: происходит единение, понимание того, что мы взаимозависимы. Когда работает комбинат, когда есть загрузка мощностей, отчисления в областной и городской бюджеты, у города тоже есть возможность жить и развиваться. И правильно, что это осознание приходит.
2022-й стал для нас очередным годом открытий. Хотя и до этого мы четко понимали, что внешний мир крайне непрост, а его вызовы непредсказуемы и компания должна быть всегда к ним готова. Предыдущий период, связанный с пандемией, также был для нас непростым. Так, весь комплекс крупных инвестиционных мероприятий мы, по сути, выполняли самостоятельно, потому что пандемийные ограничения не позволяли приглашать шеф-наладчиков. Это был режим подготовки к тем условиям, в которых мы оказались в 2022 году. Компания одной из первых попала под все возможные санкционные ограничения. Крайне тяжело было оказаться в ситуации, когда все выстроенные цепочки поставок, все партнерские взаимоотношения, которые казались достаточно крепкими и надежными, в одночасье рухнули.
Задача была выстоять и сохранить компанию, поддерживать условия и возможности для материального обеспечения наших сотрудников и сделать все для того, чтобы продолжать вести бизнес.
Помогла ранее отработанная практика бережливого производства, которую мы последовательно применяем еще с 2009 года. Система, позволяющая минимизировать издержки, исключив все непроизводственные расходы и потери, обеспечила минимальный уровень затрат.
Второй момент, который я бы хотел отметить, – это, конечно же, профессионализм команды. Все направления отработали как единый слаженный механизм, все пытались поддержать друг друга, прийти на помощь и обеспечить непрерывное течение процессов. Практики, которых было предложено большое количество, помогли нам выстоять и сохранить компанию.
Помогло нам и наличие собственного Машиностроительного центра. В рамках перехода на импортозамещение, когда ушли поставщики, мы освоили производство ряда товарно-материальных ценностей (ТМЦ), необходимых при капитальных ремонтах основных металлургических агрегатов. Кроме того, за 2022-2023 годы подобраны отечественные аналоги более чем 4 400 импортных позиций. В «ССМ-Тяжмаш» реализуется программа по обновлению литейного комплекса; рассматриваем перспективу модернизации механической обработки, что позволит полностью закрыть всю линейку машиностроительного сортамента.
На сегодняшний день компания имеет ту загрузку мощностей, которая была в допандемийный период, то есть стопроцентную. Объемы выпуска большие, и внутренний рынок стал для нас приоритетным. Если раньше объем экспорта доходил до 50 %, то сейчас 90 % продукции реализуется в Российской Федерации.
Наши затраты на производство ниже, чем у конкурентов. Это позволяет нам проводить промышленные эксперименты, увеличивать транспортное плечо и тем самым расширять возможности для реализации продукции. Отмечу, что в 2022 году мы произвели 1,036 миллиона тонн новых видов продукции. Цель на 2023 год – 1,5 млн тонн, и она выполняется.
На сегодняшний день компания имеет ту загрузку мощностей, которая была до пандемии, то есть стопроцентную.
- Сегодня целый ряд отраслей, допустим, автопром, переживает нелегкие времена. А кто сейчас основные потребители продукции «Северстали»?
– Да, объемы выпуска автомобилей в нашей стране сократились, поэтому естественно, сократилось и потребление этой отраслью металла. К слову, автопром всегда занимал лишь несколько процентов в нашем портфеле продаж.
Мы перераспределяем направления продаж в зависимости от текущего спроса в сегментах. Три основных – это строительство, энергетика и машиностроение. В каждом из этих направлений представлены новые виды уникальных продуктов.
Так, недавно состоялся мой визит в Тулу к нашему клиенту, который потребляет новый вид продукции – коррозионностойкую сталь марки А606 - и производит из нее гибкие насосно-компрессорные трубы для нефтегазодобычи. Производство уникальное: ранее клиент использовал только металл от ArcelorMittal, а сейчас мы являемся единственным поставщиком такой стали в России.
Самый металлоемкий сегмент в России и наиболее значимый для нас с точки зрения объемов - это строительство. Вы знаете, что президент обозначил цель обеспечить ежегодный ввод не менее 120 миллионов квадратных метров жилья. И мы активно занимаемся развитием стального строительства: от этапа проектирования до этапа стройки с применением элементов металлических конструкций. Для этого нужны специальные марки стали, которые обеспечивают устойчивость конструкции в случае возникновения нештатных ситуаций. Произведенный нами металл гарантирует все заданные свойства. Это позволит увеличить темпы стройки практически в два раза и сократит себестоимость строительства жилья на 15 %.
В области машиностроения и энергетики мы внедряем импортозамещающие разработки в части строительства резервуаров для перевозки, транспортировки и хранения сжиженного газа. Это перспективное направление, которое раньше закрывалось участниками не российского рынка.
- Импортозамещение приносит уникальный опыт и определенные преимущества. Но при этом отвлекает вас от основных производственных задач. Вы видите в этом больше положительных или отрицательных моментов?
– Та непростая ситуация, которая сложилась в 2022 году, показала многое, и прежде всего то, что степень доверия между партнерами несколько снижается. Самообеспеченность – это одна из возможностей решения возникающих вопросов. Я думаю, что мы в этом плане не уникальны, по этому пути идет достаточно большое количество участников рынка.
Понятно, некоторыми разработками мы делимся с коллегами по индустрии, но в общем и целом считаем более правильным обладание технологиями производства ТМЦ и конструкторской документацией. Их наличие позволяет нам быть уверенными в завтрашнем дне.
Да, не всегда импортозамещение возможно обеспечить быстро. Те, кто создавал конструкции, потратили на это определенное время, провели исследования и так далее. Поэтому мы поставили себе задачу - проводить реверсивный инжиниринг. То есть, имея конкретное изделие и зная, в каких условиях оно эксплуатируется, мы обратным порядком определяем материал, режимы его обработки и способы производства, чтобы изготовить данное изделие самостоятельно.
При этом, конечно, мы продолжаем сотрудничество с внешними поставщиками, находя лучшие решения из доступных как на отечественном, так и на дружественных зарубежных рынках.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.