Покосившиеся башни. Российский и мировой рынок стали: 30 апреля — 7 мая 2023 г.

Покосившиеся башни. Российский и мировой рынок стали: 30 апреля — 7 мая 2023 г.
Начало мая — обычно время тихое. Праздники у нас, в Китае, Японии... Как правило, в этот период не происходит каких-либо «громких» событий. Но нынешний год у нас исключительный. Во всех смыслах.

В начале мая стало окончательно ясно, что спад на мировом рынке стали — тенденция серьезная и вполне долгосрочная. В ее основе лежат неблагоприятные процессы, которые затрагивают оба основных столпа глобальной экономики — западные страны и Китай.

В западных странах символом этих нехороших перемен стали решения ФРС США, Европейского центрального банка и центробанков ряда западных стран о дальнейшем повышении базовых процентных ставок. Теперь они вышли на максимальный уровень с 2006-2007 гг.

Хотя их уровень не превышает 3,75-5,5%, для западных компаний, за много лет привыкших к почти бесплатным кредитам, это натуральный шок. Дорогие, по местным меркам, деньги вызвали спад в европейском и американском строительном секторе. Постепенно растут невозвраты по займам. Именно повышение ставок считается главной причиной банковского кризиса в США. Клиенты массово выводят средства с депозитных счетов, вкладывая их в гособлигации, которые сейчас дают больший доход.

Впрочем, увеличение доходности облигаций — это тоже совсем не здорово. Рефинансирование становится более дорогостоящим не только для компаний, но и для государств, которым приходится тратить все больше средств на эти цели. Министр финансов США Джанет Йеллен заявляет, что без поднятия потолка по государственному долгу (нынешний, на уровне $31,5 трлн., считается уже недостаточно высоким) казначейство может остаться без денег уже в начале июня.

Западные страны идут на все эти жертвы ради благой цели — борьбы с инфляцией. Ее уровень почти не снижается несмотря на исчезновение самой значимой составляющей — роста цен на энергоносители.

Природный газ и электроэнергия непрерывно дешевеют с конца прошлого года. Тем не менее, по предварительным данным Евростата, в апреле годовая инфляция в ЕС составила 7,0% против 6,9% в марте и 7,4% в апреле 2022 г. В США ее уровень в марте снизился до 5% по сравнению с 6% в феврале, но рост потребительских цен без учета стоимости продуктов питания и энергоносителей (индекс Core CPI) ускорился до 5,6%. В России, кстати, инфляция сейчас составляет немногим более 2,8%.

Здесь возникает интересный вопрос о причинах этой инфляции. Без сомнения, корни ее растут из 2020-2021 гг., когда в экономику под предлогом борьбы с последствиями ковида были вброшены триллионы ничем не обеспеченных денег. Львиная их доля вращалась в финансовом секторе, вызвав, в частности, небывалый подъем на фондовом рынке. Но что-то просочилось и в потребление. Кстати, это дало возможность решить главную проблему мировой экономики 2017-2019 гг. - недостаточный спрос при избытке производственных мощностей.

Тогда, правда, наружу очень быстро вылезли дисбалансы — разрыв международных логистических цепочек, вообще заторы и затыки в транспортном секторе, недостаточные объемы инвестиций в добычу энергоносителей и других полезных ископаемых, ненадежность альтернативной энергетики. И наверное, в какой-то момент инфляция спроса превратилась в инфляцию издержек или вообще стала немонетарной.

И еще большой вопрос: а не является ли повышение процентных ставок в западных странах, якобы, в целях борьбы с инфляцией одним из мощных проинфляционных факторов? Ведь удорожание кредитов и рост затрат на обслуживание долга — это, безусловно, достаточно серьезный источник дополнительных расходов и побуждение к дальнейшему повышению цен.

Так или иначе, на Западе борются с этой инфляцией классическими методами — точно как у нас в 2015-2016 гг. Инфляционный пожар гасят дефляцией — падением цен вследствие искусственного сужения спроса. Предполагается, что кризис, спровоцированный повышением ставок, очистит экономику от балласта и позволит пережившим тяжелые времена компаниям возобновить рост на расчищенном рынке. Но тут есть риск, что в современной западной экономике слишком много постиндустриального балласта, сброс которого окажется чересчур болезненным.

Может показаться, что власти западных стран смогут избежать этих негативных последствий, если вернутся к либеральной денежной политике, снизят ставки и снова запустят печатный станок. Но тогда повторятся события конца 2020 — первой половины 2021 г. Инфляция резко ускорится, все снова начнет стремительно дорожать. Это приведет к падению спроса и тоже нанесет ущерб экономике.

Не говоря о том, что доллар или евро, если они снова станут инструментами «экспорта инфляции», могут потерять свои позиции в мировой платежной системе. И так все больше стран заявляют о намерении ограничить использование западных валют в международных расчетах. А в этом случае процесс может принять обвальный характер, что обрушит западников в натуральную гиперинфляцию.

Из всего этого следует, что экономическое положение западных стран в дальнейшем продолжит ухудшаться. Есть немалая вероятность, что мир снова вернется в доковидную ситуацию с недостаточным спросом и избыточным производством. Это в полной мере коснется и рынка стали. Его емкость начала сужаться еще в прошлом году, а в текущем этот процесс продолжится. Здесь могут быть различные вариации, зависящие, в частности, от погодных условий. Но в целом основная тенденция будет направлена на понижение цен на ресурсы, включая стальную продукцию.

Проблема спада в западных странах напрямую затрагивает и экономику Китая. По итогам апреля значение индекса Purchasing Managers’ Index (PMI) в китайской промышленности снизилось до 49,2 пунктов по сравнению с 51,9 в марте. Данный показатель впервые с декабря прошлого года опустился ниже границы 50 пунктов, отделяющей ожидаемый рост от спада, а такого резкого снижения (на 2,7 п.п) не наблюдалось с февраля 2010 г. (если не считать начало ковидных локдаунов в 2020 г.). Причем в значительной степени понизился (от 50,4 до 47,6 пунктов) субиндекс, отражающий экспортные заказы.

Но пока что основная проблема китайской металлургической промышленности заключается не в этом. Рассчитывая на быстрое восстановление национальной экономики после отмены ковидных ограничений в начале 2023 г., меткомбинаты слишком стремительно нарастили выпуск. В первом квартале в стране было выплавлено 261,6 млн. т стали, что на 6,1% превысило показатель аналогичного периода 2022 г. и на 13,9% - предыдущего квартала. Как оказалось, производители перестарались.

По оценкам China Iron and Steel Association (CISA), в первые три месяца 2023 г. видимое потребление стальной продукции в стране прибавило 1,9% по сравнению с тем же периодом годичной давности и достигло 243,42 млн. т. Как заметил главный экономист ассоциации Ван Йиншэн (Wang Yingsheng), это очень хороший результат. Ранее CISA, ранее как и международные экспертные организации, прогнозировали на текущий год стагнацию в спросе на сталь. Собственно, корпорация Baowuю, крупнейший производитель стали в Китае и в мире, и сейчас предполагает небольшое сужение по итогам всего 2023 г.

Перепроизводство ожидаемо вызвало обвал цен. Если в середине марта, на пике подъема, котировки на арматуру на Шанхайской фьючерсной бирже превышали 4350 юаней за т, то первую неделю мая они завершили на отметке 3580 юаней. За полтора месяца падение составило более $110 за т. Горячекатаный прокат упал на $120 за т по сравнению с мартовским пиком.

Китайские поставщики стальной продукции еще в конце прошлого года активизировали экспортные операции. По данным Генеральной таможенной администрации КНР, в первом квартале 2023 г. они отправили за рубеж 20,427 млн. т готового стальной продукции и полуфабрикатов, что на 55% превысило показатель аналогичного периода годичной давности. Как ожидается, во втором квартале объем внешних поставок китайской стальной продукции может оказаться еще выше.

Металлургические компании из КНР еще в апреле стали демпинговать, резко обрушив цены. Так, некоторые из них в конце месяца были готовы продавать горячекатаный прокат и катанку менее чем по $550 за т FOB. Предполагалось, что после майских праздников падение может приостановиться. Но оно пока продолжается, по крайней мере, на внутреннем рынке. И ожидания остаются негативными. Весеннего подъема в китайской строительной отрасли в этом году не произошло. Теперь благоприятный сезон наступит только осенью. Но не понятно, в каком состоянии к тому времени будет находиться китайская и мировая экономика.

Ассоциация CISA призвала своих членов срочно сократить производство стальной продукции, чтобы стабилизировать рынок. Но похоже, что этот процесс будет происходить не слишком быстро. Поэтому дешевый китайский прокат в ближайшем будущем, очевидно, останется в продаже.

Для России ухудшение экономической обстановки в западных странах и в Китае, конечно, не принесет ничего хорошего (хотя с военно-политической точки зрения, хороший финансовый кризис в США и ЕС — это то, что нужно). В частности, относительно недорогой останется нефть. Однако благодаря санкциям российская экономика в достаточной степени отделена от западной, чтобы волна кризиса с той стороны пришла к нам сильно смягченной.

С проблемами может столкнуться, прежде всего, госбюджет, который столкнется с недобором доходов. А вот реальный сектор может и не испытать серьезных трудностей. У него по-прежнему остается громадное поле деятельности в импортозамещении, реализации инфраструктурных проектов, оборонке.

Самой сложной видится ситуация в строительном секторе, который на полных парах идет к новому циклическому кризису недопотребления. Но в большой экономике все процессы происходят достаточно медленно. В отрасли есть задел проектов, запущенных в 2020-2021 гг. Они и будут обеспечивать спрос на прокат в ближайшем будущем, хотя и не очень высокий. Впрочем, в мае-июне стройка должна войти в сезон, что должно поддержать поставщиков и помочь им немного укрепить цены на арматуру на споте.

Вообще, если не произойдет чего-либо непредвиденного, российский рынок стали на ближайшие несколько недель может достичь относительной стабильности. А прокат с покрытиями и сварные трубы, по мнению участников рынка, могут немного прибавить. Понятно, проблем и у нас хватает, но опоры отечественной экономики пока достаточно прочны.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Приглашаем всех принять участие в деловых мероприятиях, запланированных на 2023 г. Ближайшее из них состоится 18-19 мая в Волгограде и Волжском, где пройдет конференция "Стальные трубы: производство и региональный сбыт".

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 776

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter