Сварной шов с пределом прочности авиационного сплава получили в Новосибирске
«У самых современных алюминий-литиевых сплавов, например, у сплава В-1469, разработанном во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов, предел прочности равен 550 мегапаскаль (МПа), - рассказал заведующий лабораторией лазерных технологий ИТПМ СО РАН доктор технических наук Александр Геннадьевич Маликов. - Если прочность образца со швом после сварки будет 300 или 400 Мпа - это будет плохо. Нужно, чтобы прочностной уровень сварного шва был равен прочностному уровню сплава на 100 %, и только в этом случае можно говорить о внедрении метода в практику. Мы провели хорошую фундаментальную работу - получили для всех алюминий-литиевых сплавов, в том числе для сплава В-1469, прочностные свойства швов на уровне прочности основного материала».
Специалисты Сибирского отделения РАН впервые в мире применили синхротронное излучение в режиме реального времени на каждом этапе лазерной сварки и начали изучать процессы образования тех или иных структурных состояний, причин их трансформаций и переходов.
«При добавлении меди и лития происходит упрочнение алюминиевых сплавов – добавленные элементы рассредоточиваются в материале, выстраиваясь между зерен алюминия, и не дают им расплываться, можно сказать, цементируют их — прокомментировал старший научный сотрудник ИЯФ СО РАН кандидат физико-математических наук Константин Эдуардович Купер. — После того, как при помощи лазерного воздействия мы получаем сварной шов, в материале, начинается обратный процесс — кристаллизация, в ходе которой алюминий вытесняет упрочняющие добавки».
В ИТПМ СО РАН подобрали температурные режимы лазерной сварки, при которых все возвращается обратно. При этом удалось сохранить прочность и самого сплава, отмечается в сообщении.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.