Пошлины на лом: взгляд с двух сторон

ООО «ММК Втормет» (входит в Группу ПАО «ММК») занимается сбором, переработкой и поставками металлического лома для металлургического производства. Такая специфика работы позволяет компании хорошо видеть и понимать ситуацию с обеих сторон – и металлургов, и ломозаготовителей. О складывающейся ситуации в сфере заготовки металлолома и снабжения этим сырьем металлургических предприятий в интервью журналу "Металлоснабжение и сбыт" рассказал Евгений Сарана, директор ООО «ММК Втормет».

- Для чего нужны пошлины на лом?
- С точки зрения металлургов, экспортные пошлины на лом необходимы прежде всего для компенсации барьеров для сбыта металлопродукции, которые в большом количестве были введены другими странами в отношении российских металлургов еще до 2022 года. Так, например, в США в отношении ПАО «ММК» долгое время действуют пошлины на г/к прокат на уровне 185%, в ЕС – на г/к прокат на уровне 96,5 евро, а на х/к прокат – 18,7% (при рыночной цене в 870 евро это составляет 162 евро). В нынешнем году к ранее введенным ограничениям добавились новые.

Новости по теме

Помимо фактора экспортных ограничений необходимо учитывать, что Россия – большая по своей территории страна, а доставка лома осуществляется железнодорожным транспортом. У нас есть дефицитные по лому регионы, например - Урал. Часть сырья уральские металлурги вынуждены покупать в Центральном федеральном округе и даже в Санкт-Петербурге. Металлический лом относится к третьему тарифному классу грузов, поэтому его перевозка дороже по сравнению с другими сырьевыми ресурсами, такими как железная руда, уголь и другие, а рост ж/д тарифа и ставок операторов подвижного состава дополнительно увеличивает конечную стоимость лома для металлургов Урала.

С другой стороны, реализация готовой продукции также связана с высокими транспортными издержками. На этом фоне изменение географии экспортных продаж приводит к заметному и очень чувствительному увеличению и без того высокой стоимости доставки готовой продукции до портов.

- В последнее время было много дискуссий о поставках металлического лома из Республики Казахстан. Как сейчас обстоят дела на этом направлении?
- К сожалению, Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в течение уже более двух лет продолжает квотировать ж/д поставки лома на территорию Российской Федерации. Автомобильные поставки и вовсе запрещены. В результате таких ограничений компания ArcelorMittal, имеющая производственные мощности на территории Казахстана, закупает лом на 3-7 тыс. рублей за тонну дешевле. При этом комбинат «Арселор Миттал Темиртау» беспрепятственно и в довольно значительных объемах поставляет свою металлопродукцию на территорию России, вытесняя продукцию отечественных металлургов на экспорт в дальнее зарубежье.

- Почему ломозаготовители против экспортных пошлин?
- Против пошлин выступают в основном те компании, у которых есть экспортные продажи, тогда как их введение еще в 2021 году позволило переориентировать часть экспортных поставок лома на внутренний рынок. При этом даже при пошлинах на уровне 100 евро продажи на внешние рынки оставались в значительных объемах. Видя эти тенденции, многие компании, которые ранее специализировались только на экспортных продажах лома, стали приобретать оборудование для самостоятельной переработки лома и площадки с возможностью отгрузки на российские предприятия.

Кстати, помимо независимых ломозаготовителей, начиная со второго квартала 2022 года, отгрузки переработанного лома, заготовленного в Северо-Западном федеральном округе, осуществляет ПАО «Северсталь». Это несколько помогает решать задачу вывоза лома из региона: статистика показывает существенный рост перевозок из Санки-Петербурга и Вологодской области в адрес металлургических предприятий других регионов, что говорит об успешной переориентации лома с экспортных направлений на внутренний рынок.

Таким образом, если в прошлом на экспорт уходил непереработанный лом, то теперь для удовлетворения потребностей потребителей предприятия вкладываются в его переработку. И это довольно важный положительный момент для экономики нашей страны: увеличиваются инвестиции в ломопереработку, растет занятость в этой сфере. Что касается оборудования, то сейчас с изменением рыночных условий на российский рынок активно заходят китайские производители. Одновременно, это хорошая возможность и для отечественных производителей оборудования и запасных частей, для развития импортозамещения, то есть развития смежных, в том числе высокотехнологичных отраслей.

Что касается ломозаготовителей, ориентированных на продажи на внутреннем рынке, то для них важно, чтобы цена лома была ниже для минимизации оборотных средств и чтобы при этом не снижался ломосбор. Его падение на 50-60%, которое произошло в июне-июле 2022 года, негативно отражается на финансово-хозяйственной деятельности предприятий по заготовке и переработке лома в России.

- Как изменился спрос на лом и его предложение в июне-июле 2022 года?
- Спрос на лом снизился меньше, чем предложение. Железнодорожные перевозки лома в адрес металлургических предприятий снизились с традиционных 1,2-1,4 млн тонн, которые мы видели в июне-июле 2019-2020 годов, до 0,7-0,8 млн тонн за аналогичный период текущего года. Я не беру в расчет статистику 2021 года, так как из-за двухкратного роста цен на сырьевых рынках ломосбор был также заметно увеличен.

При этом необходимо отметить, что цены на лом в июне-июле 2019-2020 годов были на 20-40% ниже, чем в аналогичном периоде 2022 года. Поэтому утверждения о том, что ломосбор снизился из-за низких цен, звучат довольно странно. В течение первых двух месяцев этого лета российские металлурги не прекращали закупать и принимать лом, но из-за острой нехватки поставок складские запасы лома на меткомбинатах снизились. Некоторые металлурги были вынуждены доставлять лом из отдаленных регионов: так, например, южные металлургические предприятия везли лом из Санкт-Петербурга и всерьез задумывались о поставках сырья по импорту из дальнего зарубежья.

При этом необходимо отметить, что в июне часть лома продолжала уходить на экспорт по подписанным ранее в марте-апреле 2022 года контрактам, когда был отмечен рост цен на лом в Турции.

- Так в чем же причина снижения ломозаготовки в июне-июле 2022 года?
- Причин этого снижения несколько. Первый фактор – это снижение производства в ряде отраслей промышленности, ввиду которого снизилось и ломообразование. Далее, заготовкой лома и его переработкой занимаются специализированные предприятия, которые осуществляют демонтаж, вывоз и дальнейшую переработку материала. А для предприятий на котором лом образуется, он не является основным продуктом производства. Это отходы, побочный продукт основной деятельности. И здесь кроется вторая причина: предприятия, на которых лом образуется, могут достаточно долго не продавать его, при этом не неся практически никаких издержек и дожидаясь очередного витка роста цен.

Мировые цены на металл и сырье резко снизились в мае 2022 года. В России цены на лом также последовали мировому тренду и упали, например, в Уральском федеральном округе с 30 595 до 20 986 рублей за тонну. Ломозаготовительные компании были вынуждены отказаться от выигранных ранее тендеров на вывоз лома, а предприятия, на которых образуется лом, взяли паузу, ожидая восстановления рынка. В текущей ситуации необходимо время, чтобы предприятия, на которых образуется лом, осознали новую ценовую реальность, и после этого можно ожидать, что объемы ломосбора частично восстановятся.

Конечно, его объемы вряд ли вернутся на уровни 2021 года. Причина этого, как я уже говорил, в том, что часть предприятий снизили объемы производства. Но другой важный фактор связан с тем, что часть труднодоступного лома при новых закупочных ценах заводов доставлять до конечного потребителя будет нерентабельно. В этой связи необходимо рассмотреть возможности снижения стоимости его доставки за счет развития контейнерных перевозок лома, а также снижения тарифов на доставку внутри России до конечного потребителя, переведя лом из третьего тарифного класса грузов в первый.

Для понимания проблем каждой отрасли металлургам и ломозаготовителям нужно вести постоянный диалог. В нем можно найти пути решения, которые в конечном итоге будут наиболее выгодны для экономики страны, а значит - и для всех предприятий в долгосрочной перспективе. А с точки зрения правительства и регуляторов, сегодня, как мне видится, основная задача должна состоять в том, чтобы помочь базовым отраслям промышленности выстоять в текших неблагоприятных условиях. Российской экономике важно уходить от сырьевого экспорта. Ведь в конечном итоге, чем больше продукции будут выпускать отечественные металлурги, тем больше лома им будет требоваться для производства, и это будет выгодно для всех сторон.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 1028

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter