Алюминий , Судостроение | 02 августа 2022 г. | 06:09

Применение алюминия в маломерном судостроении

В СССР парк маломерных судов превышал 4 млн единиц. И это без учета не подлежащих регистрации надувных и двухместных лодок, грузоподъемность которых менее 225 кг. Сегодня в России насчитывается около 2 млн маломерных судов и потенциал рынка в этом сегменте огромен.

Издалека долго

Россия обладает одними из самых протяженных водных путей в мире – свыше 100 тысяч километров. По этому показателю мы уступаем лишь Китаю (более 126 тыс. км) и в два раза превосходим страны Евросоюза (около 52 тыс. км). Развитие водной и транспортной инфраструктуры, а также наличие потенциала водного туризма могут придать дополнительный импульс рынку маломерного судостроения, оборот которого свыше 11 млрд рублей и продолжает расти. При этом львиная доля рынка принадлежит отечественным производителям. В цифровом выражении это выглядит так: 80% маломерных судов и лодок и 60% плавсредств длиной до 17 м изготовлены в России. Из них примерно треть – из алюминия.

Легче и прочнее

Благодаря уникальному комплексу свойств алюминия этот металл нашел широкое применение в маломерном судостроении. Он обладает существенно меньшим весом по сравнению с аналогичными материалами, при сохранении прочностных характеристик. «За счет снижения массы судна можно устанавливать двигатель меньшего объема и мощности, такие двигатели дешевле, к тому же это позволяет сократить расход топлива – для владельцев лодок немаловажный фактор», – отмечает Денис Серков, руководитель подсектора «Маломерное судостроение» Алюминиевой Ассоциации и сооснователь завода водного транспорта BRO.

Объемы потребления алюминия в маломерном судостроении уже в скором времени могут увеличиться с появлением инновационного сплава 1581, разработанного Институтом легких материалов и технологий (ИЛМиТ). Новый сплав успешно прошел лабораторные исследования и продемонстрировал увеличение прочностных характеристик на 30%, что позволит снизить толщину алюминиевого листа. А чем тоньше лист, тем легче общий вес лодки или катамарана. В ближайшее время специалисты из BRO при участии Алюминиевой Ассоциации проведут практические испытания нового сплава на водных просторах Ростовской области.

Новости по теме

На вкус и цвет

Место испытаний выбрано неслучайно – Дон входит в пятерку крупнейших по протяженности рек в Европе. Важным фактором являются и погодные условия – в Ростове-на-Дону сезон длится гораздо дольше, чем во многих других регионах, что вызывает дополнительный интерес к речному транспорту у ростовчан.

Неудивительно, что именно в Ростове-на-Дону располагается завод по изготовлению лодок и катамаранов, причем производство это – полного цикла. Компания BRO, входящая в состав Алюминиевой Ассоциации, обладает собственным конструкторским бюро, современным оборудованием и даже ателье, где изготавливают тенты, судовую мебель – кресла и диваны. «Мы хотим довести продукт до совершенства, и здесь важна каждая деталь. Поэтому мы уделяем внимание не только конструкции судна, но и его компонентам, включая диваны и кресла», – объясняет Денис Серков.

На производственной площадке BRO в 2000 квадратных метров из листов алюминия сплава 5083, изготовленного на Самарском металлургическом заводе, строят катера и катамараны длиной до 11 метров. Работа над созданием типового судна начинается с плазменной резки листов алюминия для получения требуемых форм. Затем необходимые элементы отправляются на гибку. Для увеличения прочности действующего сплава листы алюминия проходят через процесс зиговки. Полученные детали соединяются аргоновой сваркой (рассматривается возможность применения сварки трением с перемешиванием, освоенной чебоксарским предприятием «Сеспель»). И вот лодка приобретает узнаваемые формы.

После зачистки металла остается выбрать цвет под порошковую покраску и отправить судно в печь, где при температуре от 160 до 200 градусов происходит окончательное формирование красочного слоя. Лодку можно покрасить в любой цвет. Причем, по словам сооснователя BRO Дмитрия Чернова, покупатели с юга, как правило, заказывают лодки в светлых тонах, а с севера – в темных.

Клиент может выбрать внутреннее и внешнее наполнение судна, оснастить его дополнительным оборудованием, установить дополнительные отсеки для хранения вещей. Бывает, специалистам BRO приходится решать и нестандартные задачи. Например, один из клиентов, мужчина корпулентный, попросил адаптировать судно под его габариты. «Для заказчика мы создали усиленную конструкцию лодки и полностью переработали устройство калитки, чтобы ему было комфортно находиться на борту. Этот спецзаказ мы назвали БигBRO», – рассказывает Дмитрий Чернов.

Новости по теме

Своя верфь

А ведь еще три года назад завода BRO не было и впомине. Для Дмитрия Чернова реставрация лодок было скорее хобби, а Денис Серков работал в совершенно другой сфере. Но, оценив возможные перспективы малого судостроения, друзья решились на создание собственной верфи.

Объединить вокруг себя творческий и целеустремленный коллектив, сделать яркие социальные сети (один канал на Youtube чего стоит) – для создания полноценного производства всего этого недостаточно. Нужно еще качественное оборудование. И тут стартапу очень кстати пришлась господдержка. «Мы не ожидали, что она может быть доступна на таких привлекательных условиях. Так, при участии Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства мы приобрели в лизинг турецкий листогиб под 1%, а благодаря Региональной лизинговой компании нам удалось привлечь дополнительное финансирование под 3,5%. Безусловно, для молодой компании это отличное подспорье, а также возможность работать на самым современном оборудовании», – свидетельствует Денис Серков. – «Помогают и общественные объединения. Например, Алюминиевая Ассоциация оказывает нам информационную поддержку и помогает с поиском необходимых контактов в отрасли».

Сегодня молодое предприятие из Ростова обладает современными комплексами покраски, резки, гибки и сварки, которые ничем не уступают оборудованию ведущих отечественных и иностранных верфей.

По цене двух «айфонов»

Одна из задач молодых предпринимателей – сделать алюминиевые лодки доступными каждому. «Мы совершенствуем производство таким образом, чтобы стартовая цена лодки была от 250 тысяч рублей, а дальше ее стоимость могла варьироваться в зависимости от пожеланий клиента», – объясняет Денис Серков ценовую политику компании. По сути, алюминиевая лодка стоит как два «айфона» последней модели. Вот только смартфоны не могут дать свободу передвижения по воде, гармонию с природой, которые становятся доступны владельцам лодок.

Надо сказать, суда, выпускаемые BRO, вызывают интерес не только в России. Помимо Ростова-на-Дону, Москвы, Саратова, Геленджика, Томска, Севастополя и других городов алюминиевые лодки и катамараны поставляются в Абхазию, Беларусь, Казахстан и Монголию.

«Восьмиметровый катамаран с измененными баллонами поедет в Севастополь – он брендируется под золото, серебро и бронзу. На другой катамаран уже есть клиент из Монголии. Суда используются и для семейного досуга, и для организации туристических экскурсий, и для аренды под конкретные события», – говорит Денис Серков.

Сегодня в BRO выпускают до четырех катамаранов и 18 лодок разных типоразмеров в месяц. В планах предприятия – расширение производства, а также открытие шоу-румов в Ростове-на-Дону, Великом Новгороде и Москве. «Мы видим растущий интерес к судовладению, а развитие инфраструктуры, в том числе цифровых проектов, которыми мы сейчас занимаемся под эгидой Алюминиевой Ассоциации, будет способствовать дальнейшему росту спроса на суда и катамараны из алюминия», – подчеркивает Денис Серков.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 199

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter