Экономика надежды. Российский и мировой рынок стали: 13-20 января 2019 г.

Региональные рынки стали, включая российский, в середине января проявляли относительное спокойствие. Основные события там будут происходить позже, после празднования Нового года по китайскому календарю (5 февраля). Зато вокруг них все прямо бурлило. Один лишь Гайдаровский форум, состоявшийся в Москве 15-17 января, дал множество ответов и вызвал еще больше новых вопросов. Свои важные процессы, способные оказать значительное влияние на металлургические рынки, происходят сейчас в Китае, США и Евросоюзе.

Итак, на первый, да и на второй взгляд, на российском рынке стали за прошедшую неделю не изменилось ничего. Спрос пока толком не восстановился после праздников. Цены на стальную продукцию в основном стабильны, но с сохраняющейся тенденцией к понижению. От металлургов ожидают уменьшения стоимости арматуры и горячекатаного проката по итогам января, однако они сами пока не торопятся сбавлять котировки, настаивая на их постоянстве. И так производители пошли навстречу клиентам, фактически отказавшись от подорожания, связанного с повышением ставки НДС. Тем не менее, продолжения спада ждут большинство участников рынка.

В то же время, за рубежом обстановка выглядит неоднозначно. Турецкие металлургические компании возобновили закупку металлолома, что привело к некоторому увеличению стоимости этого сырья. Теперь, очевидно, должны стабилизироваться сортовой прокат, а также заготовка, которая в середине января опустилась ниже отметки $400 за т FOB.

Оптимистично завершил прошедшую неделю Китай. Американский министр финансов Стивен Мнучин, пожалуй, впервые открыто заявил о возможной отмене тарифов на некоторые китайские товары. Прежде США в торговых переговорах с КНР, кажется, ни разу даже не показывали никаких «пряников», обходясь исключительно «кнутами». Немногим ранее китайское правительство объявило о новых мерах стимулирования экономического роста. Так что, цены на прокат и сырье на местном рынке пошли вверх. Если в ближайшие три-четыре недели американо-китайские отношения снова не обострятся, есть хорошие шансы на повышение котировок в Китае в середине февраля, что может способствовать аналогичному росту на азиатском рынке.

Впрочем, в одиночку Китай всю мировую металлургическую отрасль не вытянет. Неблагоприятных тенденций в ней и в глобальной экономике в целом сейчас более чем достаточно. Так, продолжается спад в Турции, из-за чего там медленно снижаются котировки на листовой прокат. Евросоюз вводит новую систему квот на импорт стальной продукции, которая сильнее всего ударит по турецким и российским поставщикам арматуры и катанки. Им резко урежут экспорт, как минимум, до весны 2020 г. Кроме того, европейскую экономику сильно лихорадит в связи с приближающимся «брекситом».

В США все так же длится конфликт между президентской администрацией и оппозицией в Конгрессе, из-за чего деятельность правительства уже скоро месяц как не финансируется. Это не приносит ничего хорошего американской экономике, а цены на листовой прокат на местном рынке уже третий месяц подряд находятся в состоянии свободного падения. Средний уровень котировок на горячекатаные рулоны упал почти на 25% по сравнению с летним пиком и опустился до уровня января 2018 г. А между тем в ближайшее время должны выступить со своими годовыми финансовыми отчетами ведущие американские корпорации. Как подозревают многие аналитики, это даст свежую порцию негатива.

Правда, здесь есть и хорошая новость. Как отмечалось, в частности, в ходе экспертных дискуссий на Гайдаровском форуме, никто не прогнозирует на ближайшее будущее кризиса, сравнимого по своим масштабам с 2008 г. Да, проблем в мировой экономике очень много, но они пока не фатальные. К тому же, многие трудности имеют, так сказать, «рукотворный» характер (например, торговые войны, развязанные США), поэтому теоретически можно развернуть ситуацию в обратную сторону. Ну-ну, как говорится, блажен, кто верует...

Что касается самого форума в Москве, то он, пожалуй, оставил после себя неоднозначное впечатление. Прежде всего, очень сильно бросалось в глаза то, что в этом году среди спикеров вообще не было топ-менеджеров крупных частных корпораций, да и вообще представительство реального сектора оказалось урезано до самого минимума и, как правило, ограничивалось участием в обсуждении отдельных частных вопросов. Зато крайне обширным было присутствие членов правительства, губернаторов, руководства госкорпораций и банков, других государственных структур.

В то же время, сильно настораживает то, что форум в этом году получил множество резко негативных отзывов от оппозиционных и «невосторженно настроенных» СМИ. При том, что в экспертных дискуссиях была затронута масса важнейших вопросов, напрямую относящихся к будущему развитию нашей страны на ближайшие шесть лет. Уже очень скоро нас всех ждут большие перемены, для чего исключительно важно наличие доверия народа к власти. И хотя последняя пока не слишком для этого потрудилась, накал кампании, нацеленной против государственных управленцев в целом (вплоть до раздутой шумихи с «девятью яйцами»), явно направлен на то, чтобы разрушить это доверие уже в зародыше.

О чем же все-таки в реальности идет речь? О, наверное, самом грандиозном управленческом проекте в истории страны. Национальные проекты, объявленные президентом в прошлом году, представляют собой попытку изменить качество жизни в России и модель российской экономики. При этом основная трудность заключается в том, что поставленные цели имеют, как правило, достаточно общий характер (снизить уровень бедности, увеличить продолжительность жизни, поднять производительность труда и т. д.), а достичь их планируется с помощью программ, предусматривающих конкретные экономические действия (строительство дорог, школ и медицинских центров, предоставление финансовой поддержки определенным коммерческим проектам, создание обучающих центров и др.).

Можно сказать, что национальные проекты и программы «перпендикулярны» друг другу. Каждая программа работает на достижение нескольких национальных целей, а каждый проект требует для своего осуществления взаимодействия нескольких программ. Как управлять получившейся матрицей — вопрос, конечно, интересный. Особенно, если учитывать, что отслеживать нужно (вместе с региональными программами) более 3,5 тыс. различных показателей, причем для некоторых еще не придумано объективных и четких критериев. Весомую помощь здесь должна оказать Счетная палата, которая должна будет мониторить всю эту деятельность, проводить экспресс-анализ, диагностировать ошибки, выдавать рекомендации и тиражировать положительный опыт.

Тем не менее, все это должно реально заработать уже в текущем году. Выглядит это так. Министерства к настоящему времени завершают разработку программ конкретных действий, где прописываются реальные мероприятия на уровне регионов, которые должны в свою очередь определить, что им нужно. Например, отремонтировать участок дороги, на котором в последние годы наблюдалась самая высокая аварийность, благоустроить такой-то район в таком-то городе, возвести новую поликлинику и закупить для нее современное оборудование...

По словам губернатора Пермского края Максима Решетникова, к середине февраля регионы должны окончательно определиться с проектами. В марте-апреле пройдут тендеры. В мае должны начаться работы. Именно к этому времени, очевидно, и следует ожидать активизации спроса на стальную продукцию строительного назначения за счет нового фактора. При этом очень важно, что все мероприятия будут на 95-99% финансироваться из средств госбюджета, что позволит поддержать бедные регионы, зачастую не имеющие достаточно средств на развитие. Только в 2019 г. они получат на свои проекты целевые 600 млрд. руб.

Вообще, в намеченных мероприятиях чрезвычайно важен вклад местных властей — от губернаторов до районного звена. Государство собирается выделять средства исключительно точечно, с федеральным контролем реализации каждого отдельного проекта. От управленцев на местах требуется подача конкретных заявок, поддержка конкретных инвестиций, организация помощи конкретным компаниям на своей территории. Иными словами, провозглашается, что деньги получит, по идее, только тот, кто сможет грамотно обосновать свою идею и правильно ими распорядиться.

Все это, безусловно, заработает не сразу и не без ошибок и промахов. Но, по крайней мере, должно начаться уже этой весной или в начале лета. А главная задача, по словам первого вице-премьера Антона Силуанова, заключается в том, чтобы получить поддержку общества и бизнеса. Одна из целей национальных проектов состоит в том, чтобы довести долю инвестиций в ВВП до 25% по сравнению с порядка 20% в настоящее время. Причем, в прошлом году этот показатель снизился по сравнению с 2017 г. Между тем, в 2018 г. прибыль российских компаний выросла на 30%, объем корпоративных депозитов достигает 27 трлн. руб. Но эти средства не вкладываются в развитие — в первую очередь, из-за отсутствия уверенности в будущем, недостаточного спроса, неблагоприятных ожиданий.

В принципе, слова даже премьер-министра страны об избыточности регулятивной системы в России совершенно не обязательно трансформируются в какое-либо облегчение условий ведения бизнеса. Почему-то чаще всего происходит наоборот. И борьба правительства с теневой экономикой, о которой упомянул в своем интервью «Коммерсанту» Антон Силуанов, оказывает выраженное отрицательное воздействие на инвестиционный климат. И российские банки в силу ряда причин не умеют и не слишком хотят кредитовать реальный сектор экономики.

Тем не менее, из дискуссий на форуме создалось впечатление, что российские власти все-таки хотят и могут поддержать тех, кто готов делать дело несмотря на все объективные трудности. По крайней мере, соответствующих механизмов создается или уже создано много (проектная фабрика ВЭБ.РФ, Экспортный центр, Фонд развития промышленности, региональные фонды и т. д.). Некоторые из них уже успешно работают, другие проводят пилотные проекты, готовясь к полноценному запуску в ближайшие несколько месяцев.

Нужно, чтобы изменения к лучшему заметили все, на своем микроуровне, неоднократно говорилось с трибун форума разными государственными людьми. Пожалуй, это выглядит слишком серьезно, чтобы быть голой декларацией. Конечно, как заметил Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, «наша национальная идея — пессимизм», но для реализации национальных проектов будет реально задействована вся мощь государственного механизма. Поддержку ему окажут ведущие госкорпорации и, очевидно, крупный частный бизнес. А это уже, как минимум, неплохая заявка.

Во всяком случае, даже предыдущий «майский указ» президента от 2012 г., не выполненный по многим ключевым параметрам, принес и немало положительного. А с учетом его уроков, теперь есть основания надеяться на нечто более существенное.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Кроме того, ознакомиться с тенденциями развития российской и мировой металлургической отрасли, обсудить актуальные вопросы и встретиться с интересными людьми можно будет на конференциях «Региональная металлоторговля России» (21-22 февраля, Сочи), «Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления» (14-15 марта, Москва) и «Сортовой и фасонный прокат: новая конфигурация рынка» (28-29 марта, Москва).

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 547

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter