Железнодорожные перевозки "Россия-Китай": результаты и прогнозы

Железнодорожные перевозки "Россия-Китай": результаты и прогнозы

Оглядываясь на железнодорожное сообщение между Европой и Китаем в этом году, можно сказать, что 2018 г. был успешным, сообщает Русская контейнерная компания. Объемы выросли более чем вдвое, популярность альтернативных маршрутов возросла, стали доступны новые мультимодальные опции, и было установлено множество новых соединений. Новый Шелковый путь все еще находится на подъеме и находится на пути к миллиону TEU.

Измеряя успех в цифрах, возникает вопрос, какие объемы считать. Большая часть статистики указывает на северный маршрут, которому и принадлежит название «Новый Шелковый Путь». Общий объем грузовых перевозок, проходящих через широкую колею сети России, Белоруссии и Казахстана, за первые одиннадцать месяцев 2018 г. составил 240 тыс. TEU. Это указывает на 60%-ный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (150 тыс. TEU).

Сформировавшаяся тенденция действительно обнадеживает. В 2015 г. объем перевозок по этому маршруту составлял 45 000 TEU, а в 2016 г. он вырос до более чем в 100 000 TEU. В 2017 г. общий объем превысил 170 000 TEU. Если эта тенденция сохранится несмотря на грядущий экономический кризис, то объемы способны достичь миллиона TEU в 2020 г. Однако для этого маршрут должен быть способным обработать не менее чем 1,5 млн TEU в этом году. Тем не менее, это так же год, когда китайские субсидии могут быть прекращены, что, вероятно, окажет значительное влияние на цифры. «Таким образом, ввиду текущих экономических реалий, по нашем мнению, достичь миллиона TEU к 2020 г. будет крайне сложным, если не маловероятным», - комментирует генеральный директор АО «РКК» Иван Гришагин.

Хотя северный маршрут является самым популярным, есть положительная динамика и на других маршрутах между Европой и Китаем. Объем контейнерных грузовых перевозок по Транссибирской магистрали через Россию за первые семь месяцев 2018 г. вырос на 20%. В период с января по июль 2018 г. по Транссибирской магистрали было отправлено более 500 тыс. контейнеров, что уже в два раза больше, чем общие объемы в 2017 г.

Средний коридор, в свою очередь, тоже показывает постепенный рост объемов. Этот менее известный мультимодальный маршрут доставляет грузы из Китая через Азербайджан и Грузию в Турцию, откуда он попадает в Европу. В 2018 г. объем перевозок в западном направлении по этому коридору составил более 10 тыс. TEU, что является ростом в почти 50 раз по сравнению с прошлым годом. «Здесь, конечно, есть потенциал увеличения объемов в более чем десять раз в следующем году по сравнению с нынешним, но сегодня при прогнозировании необходимо учитывать так же и ситуацию на глобальном рынке, а сейчас мы все чаще слышим о повторении кризиса 2008 г. не далее как в 2019-м, соответственно, приходится относится сдержанно к позитивным настроениям вокруг», - заключает генеральный директор АО «РКК» Иван Гришагин.

2018 г. ознаменовался активным логистическим развитием на железнодорожных маршрутах между Европой и Китаем. Вокруг традиционного довольно загруженного маршрута Польша-Беларусь через пограничный переход Малашевиче-Брест активизировались другие польско-белорусские границы, в частности, через Свислочь, Брузги и другие. Кроме того, маршрут через Калининград стал популярнее. Открытый в конце 2017 г., он вызвал интерес у многих операторов, пытающихся найти альтернативные маршруты на Новом Шелковом пути. Он предлагает транзит по суше через Литву, а также перевалку в порту Калининграда. В ноябре общий объем контейнерных перевозок мультимодального маршрута превысил 3,5 тыс. TEU. Увеличению объемов на этом направлении будет способствовать запуск регулярного мультимодального маршрута Роттердам-Чэнду через Калининград в конце этого года.

Европейские страны, такие как Австрия, Венгрия и Словакия, приобретают все большее значение на Новом шелковом пути. Вслед за еженедельными рейсами между Чаншей и Будапештом, Чунцином и Дуйсбургом появился регулярный рейс Вена-Чэнду через Словакию и Украину. Следует отметить, у Австрии есть амбиции по дальнейшему развитию восточно-европейских ворот. В этом контексте Австрия и Словакия в настоящее время планируют расширить линию широкой колеи от Кошице до Венской области.
Благодаря таким событиям Украина так же приобретает все большее значение как транзитная страна, благодаря которой можно избежать одновременного пересечения границы с Польшей. Но не только трафик через Словакию и Венгрию входит в Украину; поезда из Польши все чаще используют польско-украинскую границу Славкув для отправлений на юг, в Грузию, и далее по Среднему коридору. Здесь мы видим и активное развитие регулярных сервисов по направлению Чэнду-Славкув, Славкув-Урумчи.
Довольно много новых маршрутов было запущено вдоль Среднего коридора. Например, в конце этого года были запущены регулярные маршруты на направлениях Ляньюньган-Стамбул, Венло-Стамбул-Китай. Турция и Китай не единственные направления на этом маршруте; Средний коридор также служит маршрутом в Иран (Славкув – Бендер-Аббас), несмотря на то что железнодорожные перевозки в Иран замедлились из-за санкций США в отношении страны. Тем не менее, между Ираном и Китаем установились новые связи на ряде направлений, таких, как Баян-Нур – Тегеран, Автономный Район Внутренней Монголии – юго-восточный иранский город Бам.

Одновременно с этим, все больше европейских узлов соединяются с Новым шелковым путем через множество маршрутов в Китай: Амстердам, Мангейм, Барселона и Рига - лишь несколько примеров уходящего года. Сегодня трансъевропейские транспортные сети ЕС (TEN-T) расширяются на страны, граничащие с Азией. Совсем скоро мы увидим, как ЕС соединит TEN-T с сетями в Азии, и это станет новой вехой в развитии логистики между Европой и Китаем.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 82

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter