Человеческие факторы. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (28 октября — 4 ноября 2018 г.)

Очередная неделя спада — так завершился октябрь и начался ноябрь на российском и мировом рынке стали. Цены на стальную продукцию медленно, но верно ползут вниз под влиянием, прежде всего, неблагоприятной экономической ситуации. Впрочем, в сегодняшнем мире не так-то просто отличить реальные опасности от воображаемых.

В целом представляется, что риски для мировой экономики и, соответственно, рынка стали достаточно серьезные. На фондовых биржах падают курсы акций, на товарных — котировки на нефть и другие виды минерального сырья. Проблемы испытывает даже «неубиваемый» Китай, где продолжает сокращаться выпуск автомобилей и бытовой техники, темпы роста промышленного производства снизились до минимальной отметки за последние два года, а экспортеры ожидают уменьшения количества клиентских заказов.

Торговая война со США набирает обороты. Специалисты опасаются, что США с 1 января повысят импортные пошлины на китайские товары до 25%. Это приведет к дальнейшему замедлению темпов роста в КНР, а рикошетом достанется всей мировой экономике. По данным агентства Reuters, до 70% американских фирм, имеющих производственные мощности в Китае, задумываются об их переносе в другие страны, чтобы не попасть под новые санкции с той или иной стороны.

Впрочем, в Китае в последнее время все происходит волнообразно. Периоды всеобщего уныния быстро переходят в оптимизм и наоборот. В прошедшую неделю внутренние и экспортные котировки на китайскую стальную продукцию снижались, но через какое-то время этот спад может смениться подъемом. Правительство КНР в очередной раз старается стимулировать экономику посредством реализации крупных инфраструктурных проектов, так что национальная строительная отрасль не сбавляет оборотов. Кроме того, власти снова ослабляют денежную политику, пытаясь одновременно совместить повышение доступности кредитования с недопущением проблемных займов и излишне рискованных практик.

В последние несколько недель в западных СМИ неоднократно появлялись материалы о том, как клиенты в Японии, Корее, Евросоюзе, даже Индии и Китае отказываются от приобретения иранской нефти, чтобы не попасть под американские репрессии. В принципе, это так, но... Иран и сочувствующие ему страны задействовали массу обходных схем и путей, возродив механизмы, действовавшие во время предыдущего санкционного периода в 2012-2015 гг., и создав новые.

В результате, по подсчетам S&P Global Platts, в первые три недели октября Иран отправлял на экспорт порядка 1,90-1,95 млн. баррелей нефти в день, т. е. на 550-600 тыс. баррелей меньше, чем на пике в мае текущего года. Между тем, различные специалисты в последнее время оценивали его потери от американских санкций в 1-2 млн. баррелей в день. В конце концов США официально разрешили восьми странам импортировать иранскую нефть после окончательного вступления санкций в силу (5 ноября) под обещание постепенно сокращать закупки.

Между тем глава саудовской нефтяной промышленности Халид аль-Фалих, побывавший на прошлой неделе в Москве, предложил заключить в декабре новое соглашение по ограничению добычи и экспорта нефти. И, скорее всего, найдет в этом начинании поддержку со стороны других поставщиков. Так что провала нефтяных котировок ниже $65-70 за баррель в ближайшее время, скорее всего, не произойдет... конечно, если где-то в мире не последуют новые крупные экономические неприятности.

Эпицентр всех этих проблем расположен в Штатах, где 6 ноября состоятся выборы в Конгресс. От их итогов зависит многое. Сумеет нынешняя администрация сохранить большинство в палатах — дальше ей станет проще проводить свою политику, включающую, в частности, разрушение глобальной системы мировой торговли. Победит оппозиция — в Вашингтоне резко обострится драчка за власть с непредсказуемыми последствиями. Что хуже — вопрос философский.

В любом случае, сейчас трудно найти такие сценарии, по которым нынешнее снижение мировых цен на стальную продукцию сменится ростом. Для этого требуется выполнение таких условий как заметное и очевидное восстановление турецкой экономики, чего в ближайший год не ждут сами турки; заключение некоего компромисса между США и Китаем, что возможно только вследствие «чистой» победы одного из участников конфликта, что маловероятно; ослабление давления на мировую торговлю и финансовый сектор, для чего опять нужны коренные изменения американской политики. Конечно, при этом российские металлурги благодаря высокой эффективности и конкурентоспособности не так много потеряли в объемах продаж даже после потери турецкого рынка, но им приходится все ниже и ниже опускать цены на свою продукцию.

В самой России, что бы ни утверждал президент, особого экономического роста не ощущается. Арматура на споте продолжает дешеветь. Листовой прокат приостановил спад, но лишь в силу наличия угрозы того, что металлургические компании недостаточно сильно опустят свои котировки по октябрьским и ноябрьским контрактам. Однако все же более вероятно, что производители и в этот раз пойдут навстречу дистрибьюторам, теряющим в продажах из-за хронически недостаточного спроса.

Вообще, конец октября запомнился, прежде всего, «черной серией» всевозможных аварий. Упавшая ракета, затонувший уникальный док, рухнувшие мосты — что-то явно не в порядке в нашем государстве. Причем во всех этих прискорбных случаях четко прослеживается влияние «человеческого фактора». Или, как выражались в другие времена и эпохи, «у любой аварии есть фамилия, имя и отчество».

Проблема эта, и в самом деле, имеет фундаментальный характер. Можно поставить на руководящие посты лучших менеджеров, провести сотню семинаров и тренингов по лидерству и коммуникациям, добиться виртуозного мастерства в срезании костов и выиграть все тендеры, но все в конечном итоге зависит он людей на «земле» — исполнителей нижнего звена, которые собственно и создают продукт. А нынешний уровень развития технологий уже таков, что простое небрежение, неумение, безответственность однажды могут привести к огромным убыткам и человеческим жертвам.

Во многом, сегодняшние беды — тяжелое наследие 90-х гг., когда честный повседневный труд вне руководящих кресел и вдали от полноводных денежных потоков не ценился от слова «никак». Собственно, и сейчас мы от этого недалеко ушли — достаточно сравнить доходы начальствующего состава и рядовых специалистов на любом российском предприятии, пусть даже самом высокотехнологичном. Между тем, от качества труда этих специалистов может зависеть сейчас очень многое.

Представляется, что решить эту проблему — или хотя бы приблизиться к ее решению — можно только за счет повышения ценности квалифицированного труда. В это понятие должны входить и поднятие уровня доходов и качества жизни специалистов, и востребованность получения новых знаний, и включение социальных лифтов, и поддержка разумных инициатив, и многие другие стимулы — моральные и материальные. По крайней мере, ответственность за результат своего труда приходит с самоуважением.

Безусловно, двигаться в этом направлении сложно. Как говорится, рыбка задом не плывет, и рассчитывать на то, что акционеры и менеджеры согласятся пожертвовать толикой своих доходов в пользу рядовых сотрудников, по меньшей мере наивно. Однако сама экономическая логика подталкивает российские компании к осознанию растущей ценности человеческого капитала. В конце концов, ряд отечественных металлургов активно участвуют в чемпионатах World Skills, вкладывают немалые средства в обучение своих специалистов, поддерживают систему наставничества, не скупятся на премии для изобретателей и рационализаторов.

Для компаний, ориентированных на экспорт коммодитизированной продукции с низкой добавленной стоимостью, рабочая сила — это однозначно источник затрат, и ничего больше. Но у тех, кто работает больше на внутренний рынок, собственные сотрудники — это конечные потребители продукции клиентов. И российские металлурги безусловно заинтересованы в том, чтобы люди у нас в стране покупали больше квартир, автомобилей, бытовой техники и других изделий, в которых широко используется стальной прокат. А ведь из-за ухудшения внешней конъюнктуры доля стальной продукции, которая продается на внутреннем рынке, у большинства металлургических компаний имеет тенденцию к росту...

Можно по-разному относиться к недавней истории о том, как правительство фактически вынудило нефтяников отказаться от дальнейшего повышения цен на бензин. Однако она поднимает еще один непростой вопрос: должны ли быть прибыль, повышение рыночной капитализации и прочие финансовые показатели главной и единственной целью бизнеса? Или в приоритетах должно все-таки быть нечто другое, например, удовлетворение общественных потребностей? Хотя на этот вопрос, вероятно, и не может быть однозначного ответа...

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Кроме того, ознакомиться с тенденциями развития российской и мировой металлургической отрасли, обсудить актуальные вопросы и встретиться с интересными людьми можно будет на конференции «Российский рынок металлов», которая состоится 12 ноября в Москве.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 521

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter