Участники «Металл-экспо’2009»
"Металлоснабжение и сбыт",  октябрь (2009)

15 лет «нержавеющей» истории


Сергей  Киселев

Группа компаний «Светлана» в этом году отмечает 15-летний юбилей своей деятельности. О том, какой путь прошла компания за это время и как она себя в настоящее время позиционирует на рынке, мы попросили рассказать ее президента С. Киселева.

Сергей Петрович, расскажите, пожалуйста, с чего началась история ГК «Светлана» и что в настоящий момент представляет собой компания?
История «нержавеющего пути» компании началась в 1994 г. с сотрудничества с Московским металлургическим заводом «Серп и Молот», руководство которого пригласило нас для реанимации производства в цехе холодной прокатки нержавеющей ленты. Однако помимо производственной деятельности, пришлось заняться снабжением цеха заготовкой, так как себестоимость собственной выплавки на заводе оказалась слишком высока, а качество низким. За год совместной работы нам удалось достичь ежемесячного объема отгрузок цеха в 650 т.
Затем совместную работу нам предложил Московский трубный завод, причем не только в качестве поставщика штрипса, но и как партнера при замене производства нержавеющих труб марки 12Х18Н10Т на трубы марки 08Х18Т1, которые потребляет АВТОВАЗ. В результате выпуск труб на предприятии увеличился в несколько раз.
За эти годы мы приобрели колоссальный производственный и сбытовой опыт: изучили проблемы многих наших потребителей и помогли своим партнерам в то сложное время восстановить объемы производства. Но самое главное — это позволило нам сформировать гарантированный объем заказов и инвестировать деньги в собственное производство, благодаря чему мы на протяжении вот уже 15 лет укрепляем свои позиции на российском рынке нержавеющих сталей.
Сегодня производственно-коммерческая Группа компаний «Светлана» находится на втором месте среди самых надежных, успешных и эффективных компаний, представленных на отечественном рынке и производящих высококачественную продукцию из коррозионностойкой стали. В настоящий момент в офисе компании работает порядка 35 человек, на Заводе нержавеющих сталей — около 30 человек.
Ежемесячный объем продаж в докризисный период составлял примерно 70 млн руб. В конце 2008 г. он снизился, однако по результатам I полугодия нам удается поддерживать его в среднем на уровне 50—55 млн руб. в месяц.

В каком направлении вы планируете развиваться в следующую пятилетку? Будете расширять региональное присутствие или направите усилия на укрепление производственной составляющей вашей деятельности?
Сегодня у нас есть ясное понимание того, что будет представлять собой российская металлургия спецсталей в ближайшее время. Исходя из этого ГК «Светлана» определила для себя, чем она будет заниматься в ближайшее время и последующие периоды. Компания также планирует расширять производство за счет выпуска сортового проката: идет подготовка бизнес-плана для закупки оборудования.
При этом, конечно, не обойтись без расширения сбытовой сети, которую, несмотря на сложное время, мы продолжаем выстраивать.

Мы планируем довести долю своего присутствия на отечественном рынке до 20% за счет более глубокой переработки металлопроката, производства нового сортамента и других видов продукции, а также благодаря внедрению новых марок стали. Следующий вопрос, по сути, является продолжением предыдущего. Сергей Петрович, примерно год назад был запущен Завод нержавеющих сталей. Что легло в основу принятия решения о том, чтобы компания была в большей степени ориентирована на производство? Каких результатов в этом направлении удалось достичь к настоящему времени?
Еще дефолт 1998 г. доказал, что компания не сможет долго эффективно работать, занимаясь исключительно перепродажей проката. Оказалось, что надежнее иметь свое производство, дающее пусть небольшой, но гарантированный заработок, чем заниматься бизнесом, зависящим от ряда неблагоприятных факторов.
Поэтому наша компания стала одной из первых коммерческих структур, кто запустил собственные производственные мощности. И в настоящее время нам уже есть чем гордиться: агрегаты резки и сварки труб работают в стабильном режиме, расширяется сортамент выпускаемой трубной продукции (недавно была закуплена новая калибровка валков для трубосварочного стана).
Также мы занимаемся производством листа для новых видов отделки поверхности, востребованных сегодня у российского потребителя. Особенно актуальна эта продукция будет при строительстве новых олимпийских объектов. Поэтому сегодня мы готовимся сделать предложение для первых опытных партий поставок нашей продукции в Южный регион.
Кроме того, мы активно ищем возможности загрузки своих станов, предлагая услуги партнерам и даже конкурентам, например, по порезке листа, ленты и т.п.

Вы неоднократно говорили о том, что ГК «Светлана» ориентируется на внедрение новых марок стали, оказание технической поддержки клиентам и т.п. Каким образом это осуществляется?
В России исторически так сложилось, что из гражданской нержавейки потребитель знал только марки стали 12Х18Н10Т, 08Х18Н10 и ферритную марку 08Х18Т1. Российским потребителям из различных отраслей промышленности этого явно было недостаточно. Поэтому нашей основной задачей является изучение потребностей и проблем производства партнеров компании с дальнейшей выдачей рекомендаций по использованию тех или иных марок сталей.
Так, АВТОВАЗу мы первыми предложили сталь марки 409 LI для выхлопных систем отработанных газов. Предприятиям, изготавливающим столовые приборы, были предложены новые виды отделки поверхности из стали марки 430. Кроме того, мы оказались первыми, кто стал внедрять в производство 443-ю марку стали.
Специалисты компании всегда готовы оказать техническую поддержку партнерам, будь то начало производства, проведение испытаний на заводах конечного потребления или получение разрешения на использование данных марок стали.
Помимо этого, ГК «Светлана» планирует продолжать практику проведения круглых столов на тему применения новых марок сталей с участием своих зарубежных партнеров, тем более что данный процесс уже идет. Даже многие весьма консервативные предприятия начинают вносить изменения в свои технические условия и другие нормативные документы с целью расширения использования данных марок стали.
Можно сказать, что определенную роль здесь сыграл и кризис. Потребители в настоящее время внимательно следят не только за тем, из каких марок стали продукция стоит дешевле, но и за тем, чтобы при этом она отвечала всем необходимым требованиям по эксплуатации. То есть можно сказать, что сотрудники отделов МТС стали более образованными и разбираются в назначении тех или иных спецсталей.

В настоящее время готовится проект постановления Правительства РФ о введении специальной защитной пошлины на нержавеющие трубы в размере 28,1%, в том числе для Китая — 48%. На ваш взгляд, помогут ли такие действия российскому рынку, а также отечественным потребителям и производителям нержавеющих труб?

Хотел бы расширить данный вопрос, так как Правительство РФ, скорее всего, введет пошлины и в отношении плоского проката, страной происхождения которого является Китай, Бразилия, Корея и Тайвань.
На мой взгляд, это неэффективные меры. Безусловно, надо поддерживать отечественного производителя, стимулировать выпуск конкурентоспособных товаров. Однако далеко не все российские предприятия способны производить продукцию, аналогичную импортной. Так, не все виды труб, которые сегодня востребованы на рынке, может произвести Московский трубный завод «Филит», ГК «Ариной» или наша компания. В России не выпускается холоднокатаный прокат шириной 1500 мм, а спрос на него есть. Невозможно на морально и физически устаревшем оборудовании получить поверхность 2В или BA и т.п.
Поэтому, защищая металлургов, правительство тем самым ставит в невыгодные условия машиностроителей, пищевую промышленность и энергетику.
Российский рынок нержавеющей стали сегодня очень слаб, и здесь нужна взвешенная политика со стороны государства, производителей и потребителей данной продукции.
Учитывать и соблюдать баланс интересов всех участников рынка, на мой взгляд, под силу только саморегулируемой металлургической организации (СРО), необходимость создания которой назрела уже давно. Мы готовы активно участвовать в ее создании.

Как вы оцениваете текущую ситуацию на российском рынке нержавеющих сталей? Кстати, согласно оценкам НА «Спецсталь», потребление нержавеющих сталей в России в I полугодии 2009 г. снизилось в 2 раза. Как это отразилось на вашей компании?

Сегодня на рынке ситуация действительно сложная: налицо снижение потребления. Причем, на мой взгляд, оценка НА «Спецсталь» довольно оптимистичная. С одной стороны, есть отрасли, которые показывают некоторый рост потребления (судостроение и ВПК), с другой стороны, производство легковых автомобилей в январе—июле этого года сократилось почти на 60%, и наша компания в полной мере ощутила это. Наблюдается спад в производстве технологического оборудования для легкой промышленности (примерно на 28%). По-прежнему уменьшается выпуск непродовольственных товаров народного потребления (падение составляет около 40%).
Увеличению потребления препятствует также повышение таможенных пошлин на импортную продукцию. Однако, несмотря на снижение потребления, в нашей компании объемы продаж сократились незначительно, во многом благодаря активной работе по привлечению новых клиентов, в том числе и тех, чьи потребности сегодня не могут удовлетворить наши конкуренты.

В этом году ГК «Светлана» в очередной раз станет участником выставки «Металл-Экспо», которая, кстати, также отмечает 15-летие. Что будет представлено на стенде компании? Хотелось бы также узнать ваше мнение о том, что вашей компании дает участие в данном металлургическом форуме? И в заключение нашей беседы, что бы вы пожелали своему «ровеснику»?
Кроме того, любая выставка является прежде всего показателем того, что компания «жива» и развивается. Я помню, как в прошлом году на «Металл-Экспо» было заметно отсутствие ряда компаний, что позволило участникам рынка сделать определенные выводы относительно их жизнестойкости.
Юбилей — это еще один повод принять участие в данном металлургическом форуме. Мы рады поздравить коллектив Металл-Экспо с этой датой и хотим пожелать творческих успехов, плодотворного развития и успешного завершения всех начинаний!

Интервью подготовила Татьяна Игнатенко


В печатной версии страница №52  | Количество просмотров: 2144  |  Комментариев: 
Ваша оценка:  (Голосов: )

  Ваш комментарий
Ваше имя *
Текст *
  * Отмеченные поля необходимо заполнить
 
  • №1  12, ноября 13:13 |  Творческий коллектив "Молодые директора"
    Голосов: 3 |  Средний балл: 5  |  Оцените:                 
    Узнайте больше о деятельности ГК "Светлана" и ее руководителе Киселеве С.П.: http://tksvetlana.livejournal.com/