международные выставки
"Металлоснабжение и сбыт",  июнь (2006)

Как там наши


Валерий Завязкин

Проходящая каждые два года в Дюссельдорфе выставка Tube – один из основных международных форумов производителей и потребителей труб, производителей оборудования и технологий для трубной промышленности. Но, как и всякая выставка, она – лишь контекст, в котором представляют себя игроки трубного рынка, в том числе и российские. И куда интереснее возрастающего количества участников и посетителей выставки (об этом обычно любят говорить организаторы) то, что делают там трубники.
МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ
Документ MS Excel

Цены на бесшовные трубы в апреле 2006 г.*, $/т

 Чтобы больше не возвращаться к вопросу о размерах, сразу укажем, что в конце апреля выставка Tube проходила в десятый раз и собрала (в купе с Wire 2006) рекордное для себя количество участников — 1,933 тыс. из 50 стран. Прибавьте к этому 65 тыс. посетителей в десяти павильонах — и масштаб явления более-менее ясен. Затеряться в таком объеме достаточно легко, но если ты на выставке крупнейший производитель труб, за неучастием в ней по какой-то причине группы Tenaris, это вряд ли возможно.


Без шва, без задоринки

Пять дней в Дюссельдорфе Трубная металлургическая компания (ТМК) использовала, чтобы представить партнерам стратегию своего развития. По словам гендиректора ТМК К. Семерикова, если стратегическими клиентами компании являются, прежде всего, предприятия ТЭК, то стратегическим видом продукции считают бесшовные трубы. На поддержку и развитие их производства направлена и сформулированная инвестиционная программа роста, ключевыми задачами которой называются две: создание максимальной добавленной стоимости путем внедрения передовых технологий и реализации комплексной программы по оптимизации издержек и увеличение прибыльности бизнеса через усиление глобального присутствия, развитие сервиса и формирование дополнительных выгод для потребителей.

Чтобы было понятно: в сфере производства стальных труб бизнес ТМК делится на четыре направления: 1) бесшовные трубы для нефтегазовой отрасли, нарезные трубы для промысловых работ в этой же отрасли (т.н. OCTG) и линейные трубы для внутрипромысловых и локальных трубопроводов; 2) бесшовные трубы промышленного назначения для энергетики, машиностроения, химической индустрии и др.; 3) магистральные трубы большого диаметра, включая 1420 мм, главным образом, для Газпрома и Транснефти; 4) сварные трубы промышленного назначения.

Последние годы ТМК является третьим по величине в мире производителем как вообще бесшовных труб, так и высокотехнологичных бесшовных нарезных труб. По итогам 2005 г., доля OCTG в общем объеме выпуска компанией трубной продукции составила 29%. На линейные бесшовные трубы приходилось 15%, а на бесшовные промышленного назначения — 19%. Если в прошлом году мощности ТМК по выпуску бесшовных труб составляли 1,977 млн т, то в этом году, благодаря вхождению в состав компании румынского завода Artrom и проведению инвестиционных мероприятий на основных предприятиях компании, мощности возросли до 2,322 млн т. Структура этого объема такова: 696 тыс. т выпускает Волжский ТЗ, 682 тыс. т — Синарский ТЗ, 415 тыс. т — Тагмет, 383 тыс. т — Северский ТЗ и 200 тыс. т — Artrom. Для укрепления позиций на российском и мировом рынках ТМК реализует программу капитальных вложений до 2010 г. в размере более $1 млрд. В числе прочего речь идет о модернизации и расширении производства бесшовных труб (более $540 млн) и об обновлении сталеплавильных мощностей ($370 млн). В результате мощности компании возрастут: по нарезным бесшовным трубам — на 800 тыс. т, по линейным бесшовным — на 200 тыс. т, по бесшовным трубам промышленного назначения — также на 200 тыс. т.

Игра стоит свеч. Не зря же ТМК на основе разработанной маркетинговой стратегии не только расширяет свое присутствие на традиционных рынках (Европа, Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Южная и Юго-Восточная Азия, страны СНГ), но и выходит на новые целевые рынки, а именно — в Северную Америку. Хорошая макроэкономическая ситуация и рост валового продукта в мировой экономике (по данным МВФ, 4,9% в этом году и, оценочно, 4,7% в 2007 г.) способствовали увеличению количества заказов на этих рынках на бесшовные трубы промышленного назначения. На Ближнем Востоке, в Африке и в США это, в совокупности с тенденцией пополнения складских запасов по данному сортаменту, а также с активизацией спроса со стороны нефтехимической индустрии на линейные трубы, способствовало общему росту спроса на бесшовные трубы, а, следовательно, и росту конъюнктуры (см. табл.). Конечно, осложняют жизнь антидемпинговые процессы в Евросоюзе и США, но пока ЕС все ближе к тому, чтобы обложить пошлинами импорт из Хорватии, Румынии, Украины и России, Штаты идут по пути смягчения режима импорта по ряду трубных позиций. Увеличивающийся объем заказов и сокращающиеся запасы бесшовных труб обещают дальнейший рост американского рынка этого товара. По данным Американского института чугуна и стали (AISI), увеличение отгрузок на рынке США в годовом отношении только по итогам января—февраля 2006 г. составило 20,4% по нарезным бесшовным и 79,2% — по линейным трубам (правда, отгрузки бесшовных труб промышленного назначения снизились за тот же период примерно на 10—18% по разным позициям). При этом США остаются основным нетто-импортером бесшовных труб: в 2005 г. в страну было ввезено 1,25 млн т против 915 тыс. т годом ранее (+36,4%).

В общем, перспективы для ТМК есть, особенно, если учесть основную цель стратегической программы развития компании, озвученную в Дюссельдорфе К. Семериковым, — достичь соответствия качества и номенклатуры продукции ТМК самым высоким требованиям мировых стандартов.


Синергетично!

Надо сказать, что к этому же стремится и другая компания «большой тройки» российской трубной отрасли — Объединенная металлургическая компания (ОМК), которая в первый же день Tube 2006 подписями председателя совета директоров А. Седых и президента В. Маркина скрепила договор о сотрудничестве с норвежским энергетическим и металлургическим гигантом Hydro (со стороны которого подписи поставили президент Hydro Russia П. Нор и директор по развитию поставщиков Б. Хенриксен). По словам А. Седых, ОМК обладает технологическими возможностями для производства труб большого диаметра для подводных трубопроводных систем, а Hydro имеет колоссальный опыт в освоении шельфовых месторождений, добыче и транспортировке углеводородного сырья. В совокупности все это даст синергетический эффект, который позволит в кратчайшие, что важно, сроки начать на Выксунском метзаводе выпуск труб по стандарту DNV, самому жесткому стандарту для труб, используемых в подводных переходах трубопроводов.

Практическая реализация проекта началась несколько ранее — в октябре 2005 г. Именно тогда норвежский сертификационный орган Det Norske Veritas и российский ВНИИГАЗ начали проработку технических параметров производства на ВМЗ. Правда еще раньше, в апреле прошлого года, на заводе была введена в строй вторая линия по производству ТБД — ТЭСА-1420, выпускающая одношовные прямошовные трубы диаметром до 1420 мм, толщиной стенки до 48 мм, внутренним давлением до 250 атм., с внутренним и внешним многослойным покрытием. Теперь, как отметил В. Маркин, норвежская сторона осуществит аудит обеих линий (первая была построена в начале 1990-х годов), итогом которого должны стать некоторые изменения в производстве и сертификация завода в соответствии с названным стандартом.

DNV для трубопроводных систем являются общемировыми эталонными нормативами и применяются ведущими энергетическими компаниями для прокладки нефтегазовых магистралей с повышенными требованиями к качеству, износо-стойкости и долговечности, в частности, на континентальных шельфах. «Осваиваемые новые месторождения находятся, — отметил А. Седых, — в труднодоступных зонах — Ямал, шельфы и т.п. Удельный вес добычи в таких зонах в ближайшее время резко возрастет, что будет означать и существенное увеличение потребности в трубах, подобных тем, что будет выпускать ВМЗ, не только в России, но и в мире». К тому же, добавил В. Маркин, «Россия только начинает развивать собственную морскую нефтегазодобывающую промышленность, в то время как удельный вес добычи морской нефти и газа в мире достигает 40%». DNV откроет ОМК двери в зарубежные проекты в шельфовых зонах добычи. Очевидно, первый из таких проектов — СЕГ. Компания давно выказывает желание участвовать и в создании подводной части трубопровода. А потому планируется, что уже во II и III кварталах текущего года будут выпущены опытные партии ТБД по DNV, а ближе к концу года — опытно-промышленные.

Но синергия между ОМК и Hydro — не единственная, полученная российским производителем в Дюссельдорфе. Руководство компании в ходе выставки провело по широкому кругу вопросов переговоры с немецким производителем оборудования SMS Meer. Результатом их стал заключенный контракт на изготовление двух экспандеров для линии ТЭСА-1020 Выксунского метзавода. Кроме того, компании подписали протокол о намерениях, в соответствии с которым в июне 2006 г. будет заключен контракт на изготовление и установку на линии ТЭСА-1420 второго пресса пошаговой формовки. Новое оборудование позволит достичь максимальной синергии между линиями и практически удвоить производительность линии — с 570 тыс. до 950 тыс. т труб диаметром 1420 мм в год, а мощность всего комплекса труб большого диаметра (508—1420 мм) довести до 2 млн т. «Такого нет нигде в мире», — сказал А. Седых, отметив, что решение увеличить мощности производства труб большого диаметра, в том числе 1420 мм, вызвано все тем же одновременным стартом нескольких масштабных трубопроводных проектов и перспективным ростом потребления ТБД на российском рынке. К слову, монтаж первого экспандера на линии ТЭСА-1020 планируется в I квартале 2007 г.


Варить до готовности

Новым оборудованием в ходе выставки обзавелась и Группа ЧТПЗ, чьи цели участия в Tube 2006, по словам генерального директора В. Садыкова, принципиально не отличались от тех, что ставились перед компанией в прошлые годы — встретиться со старыми партнерами: «Раз в два года необходимо собраться и поговорить в одном месте — это удобно». Чтобы партнеры ненароком не прошли мимо, стенд компании был представлен в неординарной концепции «Современное искусство и Группа ЧТПЗ: что общего?», воплощая собой картину русского авангардиста Казимира Малевича «Черный квадрат, синяя трапеция и красный куб». Но, как уже было сказано, свое положение в авангарде трубной промышленности Группа демонстрировала не только визуально, но и на деле: в ходе выставки был заключен контракт на поставки до конца текущего года сварочного оборудования, предназначенного для сварки внутреннего шва. По словам В. Садыкова, это один из многих договоров, направленных на модернизацию ТЭСЦ №6 Челябинского трубопрокатного завода. Логично, если рассмотреть некоторые тенденции на рынке сварных труб.

В первую очередь можно отметить позитивный тренд спроса в Европе, подкрепленного общеэкономическим ростом «на континенте». Впрочем, за его пределами фокусируют свои продажи европейские производители сварных и электросварных труб (DSAW и ERW, соответст-венно), рассчитывая на всплеск спроса и рост цен этим летом. Динамика изменения цен в марте—апреле т.г. указывает, что это очень даже возможно. В США также наблюдался некоторые рост спроса в течение всего I квартала текущего года, например, на стандартные муфтовые трубы нефтяного сортамента, который, правда, удовлетворялся во многом поставками из Китая. Надо сказать, что темпы отгрузки китайских электросварных магистральных труб и двухшовных труб большого диаметра в США в этом году куда скромнее: потребители этой продукции на американском рынке относятся настороженно к ней, а собственно американские трубы поставляются под нужды нефтегазодобывающих компаний в Персидском заливе, причем по ценам, меньшим по сравнению с внутренними ценами США — порядка $1,102 тыс. за тонну против $1,45 тыс.

Вообще, мировой спрос на сварные линейные трубы для внутрипромысловых и локальных трубопроводов довольно устойчив, а потому, даже несмотря на относительно небольшие совокупные объемы поставок, цены «ползут» вверх. Думается, они «ползли» бы быстрее и, возможно, «перешли бы на шаг», но их сдерживает рост цен на подкат. Обратную динамику начали было демонстрировать в I квартале обсадные и нарезные нефтегазопромысловые трубы (OCTG), когда, вопреки сильному спросу со стороны нефтегазового рынка, они слегка подешевели. Однако в апреле все вернулось на круги своя. Это если вкратце.

Конечно, не все так гладко, как хотелось бы. Очередным «дамокловым мечом» над российскими трубниками висит антидемпинговое расследование ЕС, в рамках которого, напомним, Еврокомиссия обозначила в апреле свои намерения: ввести 36%-ную ввозную пошлину на продукцию ТМК и 24%-ную — Группы ЧТПЗ (ОМК эта европейская жажда «урезать» не коснулась, так как речь шла о бесшовных трубах). Конечно, поставки российских компаний несколько мешают ведущим европейским производителям — отсутствовавшей в Дюссельдорфе Tenaris, а также Valourec Mannesmann и Dalamine (именно эти компании инициировали расследование): объем поставок в ЕС из России в денежном выражении по итогам прошлого года, по разным оценкам, составил от $270 млн до $450 млн. Окончательное решение по процессу должно было быть вынесено в мае, но на момент сдачи номера этого не произошло. Возможно, российским трубникам все же удастся договориться: европейский рынок крайне важен для них, а любые, пусть самые минимальные, пошлины сделают их продукцию неконкурентной. Впрочем, европейцам тоже есть о чем подумать: как известно, свято место пусто не бывает, и в отсутствии российской продукции (а также украинской, румынской и хорватской) придет китайская. И еще не известно, что лучше. Или хуже.

В печатной версии страница №61  | Количество просмотров: 4259  |  Комментариев: 
Ваша оценка:  (Голосов: )

  Ваш комментарий
Ваше имя *
Текст *
  * Отмеченные поля необходимо заполнить
 
  • №1  12, июля 00:48 |  pHqghUme
    Голосов: 0 |  Средний балл: 0  |  Оцените:                 
    555
  • №2  12, июля 00:48 |  pHqghUme
    Голосов: 0 |  Средний балл: 0  |  Оцените:                 
    555