По-новому и по-старому. Российский и мировой рынок стали: 17-24 марта 2024 г.

По-новому и по-старому. Российский и мировой рынок стали: 17-24 марта 2024 г.
На прошлой неделе были окончательно подведены итоги президентских выборов. Новый сюрприз, на этот раз со знаком «плюс» преподнес Китай. Банк России, как все и ожидали, оставил без изменений ключевую ставку и признал, что российская экономика продолжает быстро расти.

И Крокус, да... Который может изменить многое или не изменит ничего.

На отечественном рынке стальной продукции между тем существенных изменений не произошло. Уже несколько недель подряд он, можно сказать, находится на низком старте в ожидании весеннего подъема, а тот все не происходит и не происходит.

Более того, значительная часть российского бизнеса, не имеющая доступа к государственным программам поддержки промышленности, настроена не слишком оптимистично. Дороговизна кредитов — очень серьезный негативный фактор, который может заметно снизить металлопотребление. В принципе, спрос на стальную продукцию есть, он даже растет, но ажиотажа нет и не сильно предвидится.

При этом металлургические компании постепенно приподнимают цены на все виды стальной продукции, за исключением горячекатаного листа. У дистрибьюторов это получается гораздо хуже. Объем предложения в большинстве сегментов остается избыточным, что обостряет конкуренцию, прежде всего, ценовую.

Стоимость многих видов стальной продукции на споте ниже, чем на первичном рынке. Причем такое положение сохраняется на протяжении уже нескольких месяцев. Поэтому у многих металлотрейдеров настроение отнюдь не весеннее. Раздражают определенные крупные игроки, которые постоянно демпингуют, высказываются претензии в отношении торговых домов металлургических компаний. Все это свидетельствует о несбалансированности рынка.

В то же время, многие сектора российской экономики демонстрируют неплохие результаты. Жилищное строительство в январе-феврале показало небольшое превышение по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, хотя сдача многоквартирного жилья сократилась более чем на треть. По данным банка ВТБ, в марте ожидается резкий рост ипотечного кредитования после спада в первые два месяца текущего года.

Как минимум, не снижаются темпы инфраструктурного строительства. Очередной мегапроект озвучен в правлении «Газпрома». Это Система магистральных газопроводов «Восточная система газоснабжения» совокупной длиной более 5 тыс. км. Ее задача — соединить газовые месторождения Ямала с побережьем Тихого океана, а попутно газифицировать ряд регионов России, включая такие города как Красноярск и Иркутск. Производители ТБД будут довольны.

Государство, как и в прошлом году, активно авансировало оборонку и другие приоритетные отрасли, так что госбюджет по итогам января-февраля опять оказался сильно дефицитным. Временно, понятно. Однако эти вливания, очевидно, в значительной мере обеспечили тот высокий рост российской экономики, о котором сообщил Банк России.

Кстати, в Центробанке этому росту совсем не рады, называя его отклонением от сбалансированной траектории и указывая на сохраняющийся острый дефицит трудовых ресурсов. Так что, это еще хорошо, что ключевую ставку оставили на прежнем уровне. А могли бы и повысить!

Ситуация вообще дурацкая. Высокая процентная ставка сама по себе инфляцию снижает уж о-очень опосредовано. Вон, в Турции ставку вообще до 50% подняли, но на уровень инфляции это не влияет от слова «никак». Даже в западных странах ФРС и Европейский центробанк держат ее на максимуме с лета прошлого года, но решающими успехами похвастаться пока не могут.

В 2015-2016 гг. Банк России добился снижения инфляции до 4% и даже менее, но ценой полноценного экономического спада. Тогда российским компаниям действительно приходилось сбавлять цены, дабы хоть что-то продать. Но сегодня в игре мощно участвует государство, которое тратит много и щедро, поддерживая спрос на ресурсы, включая кадровые, на избыточном, по оценкам Банка России, уровне.

Тут впору предположить, что высокие процентные ставки — это такой метод организации перетока ресурсов в пользу оборонки и других стратегических отраслей. Остальным же придется потерпеть, лечь на дно и дышать через трубочку. Несколько месяцев, так наверняка. И при непременном условии, что курс рубля не опустится ниже нынешних отметок 92-93 руб. за доллар. Иначе инфляция снова ускорится. Как на это отреагирует Центробанк, не хочется и представлять.

Поэтому лучше представить себе что-нибудь хорошее. Например, ту самую «новую Россию», строить которую призвал президент на встрече с доверенными лицами на прошлой неделе. Пока что это понятие не слишком наполнено конкретикой, но кое-что можно предположить. Прежде всего, это должна быть привлекательная экономическая и социальная модель — и для собственного населения, и для зарубежных наблюдателей.

Советский Союз некогда канул в Лету именно потому, что в нем не захотели жить сами советские граждане. Тогда как еще не извратившийся в те времена Запад не только демонстрировал красочную картинку, но и реально представлял собой вполне комфортное и благополучное общество с уверенностью в будущем и растущим уровнем жизни. Сейчас все это надо повернуть на сто восемьдесят градусов.

Прежде всего, новая Россия должна быть богатым государством с зажиточными гражданами — одновременно производителями, творцами и квалифицированными потребителями. Поэтому рост оплаты труда следует считать не временной трудностью, а долгосрочной тенденцией.

Параллельно в стране должны развиваться промышленность, в том числе, производство потребительских товаров, строительство и сфера услуг, в частности, транспорт и внутренний туризм. Это, с одной стороны, обеспечит население высокооплачиваемыми рабочими местами, а с другой, создаст условия для того, чтобы честно заработанные деньги тратились внутри страны на благо отечественной экономики.

В рамках этой модели не обойтись без относительно высоких налогов. Впрочем, о прогрессивной шкале упоминал президент. В экономике останется высокая доля государственного сектора со стратегическим видением. В то же время, активность и динамику ей должен придавать частный сектор, работающий непосредственно с конечным потребителем.

Успех этой концепции будет зависеть от способности государства совместить свое централизаторское начало с частной инициативой, а также выполнять роль честного арбитра, устанавливающего правила игры, при необходимости меняющего их, но минимизирующего принятие решений в пользу конкретных выгодоприобретателей (совсем изжить это вряд ли получится, но стремиться надо).

Экономика новой России должна быть достаточно открытой. Как уже не раз упоминалось, импортозамещение должно стать первой стадией перед экспортной направленностью. Нынешний мировой рынок уже поделен, туда нас никто не пустит, значит, надо самим растить себе потребителей. Например, в странах Африки. Хотя не стоит забывать и о том, что взаимовыгодные деловые отношения укрепляют политические связи только при условии, что другая сторона руководствуется своими, а не чужими интересами.

От мировой экономики — к мировому рынку стальной продукции. Основным событием прошедшей недели стал разворот в Китае. Котировки на Шанхайской фьючерсной бирже, опустившись до самых низких отметок с мая прошлого года, подскочили вверх, прибавив порядка $20-25 за т. Видимый спрос на стальную продукцию на споте тоже заметно улучшился. Правда, пока нет данных, что аналогичный разворот произошел и в экспортных котировках китайских компаний. Все-таки конкуренция на мировом рынке весьма жесткая.

Причиной роста в Китае стали чисто психологические факторы — благоприятные статистические данные о развитии промышленности и потребительского рынка в январе-феврале, снижение уровня резервирования Народным банком Китая, что должно увеличить приток денег в экономику, запуск программы обновления оборудования, автомобилей и бытовой техники.

Реальный прирост потребления стальной продукции это даст с лагом в несколько месяцев. Проблемы же в строительной отрасли существуют сейчас и усугубляются. За первые два месяца 2024 г. капиталовложения в строительство снизились еще на 9% по сравнению с тем же периодом годичной давности. Причем китайские металлургические компании, обрадованные повышением цен, начали снова увеличивать производство стали и проката.

Пока что обстановка в Китае неопределенная. Цены за неделю выросли, но остаются пока весьма низкими по сравнению с уровнем начала текущего года. Посмотрим, хватит ли китайцам духу на вторую неделю роста, и тогда уже будем делать выводы. Ведь не раз уже было, что вместо перехода к новому мы видим возврат к старому. Хотя лучше бы такого поменьше случалось.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".

Приглашаем всех принять участие в новых выставках и конференциях, которые состоятся в 2024 г.! В Баку 18-19 апреля пройдет конференция "Рынок металлов Центральной Азии и Закавказья". А 25-26 апреля в Волгограде и Волжском состоится конференция "Нержавеющая сталь и российский рынок".

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 509

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter