Грузоперевозки | 01 декабря 2017 г. | 12:37

Рост рынка железнодорожных перевозок продолжается

В октябре 2017 г. рост перевозок продолжился: погрузка составила 108,1 млн т (+4,6% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот — 214,8 млрд т-км (+5,9%).

Выросли к прошлому году перевозки угля (+11,4%), черных металлов (+6,9%), лесных грузов (+10,0%), удобрений (+9,1%), цемента (+4,3%) и зерна (+31,6%).

Произошло снижение погрузки нефти и нефтепродуктов (-1,0%), строительных грузов (-3,3%), цветной руды (-5,6%) и кокса (-10,0%).

Уголь: новые рекорды — широкие перспективы

Погрузка угля в октябре 2017 г. установила очередной рекорд для данного месяца и составила 31,2 млн т (+11,4% к октябрю прошлого года). Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 294,2 млн т угля, что на 9,6% выше аналогичного периода 2016 г.

В октябре перевозки угля на внутренних направлениях выросли на 4%, тогда как экспорт увеличился на 16%. Больше других стран поставки из России нарастили Польша (вдвое), Япония (+18%), Румыния (в 10 раз) и Украина (в 1,5 раза). Экспорт в эти страны вырос на 370-570 тыс. т к октябрю прошлого года.

В середине ноября Владимир Путин одобрил предложение Минэнерго запустить десятилетнюю программу инвестиций в модернизацию старых ТЭС, что поддержит внутренний спрос на уголь, но приведет к перераспределению логистических потоков угля по мере вывода модернизируемых мощностей. Общий размер затрат на реновацию 40 ГВт за десять лет в министерстве оценивают не менее чем в 1 трлн руб.

По словам губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, добыча угля в регионе составит в 2017 г. рекордные 240 млн т (в 2016 г. - 227 млн т), что стало возможным благодаря вложенным инвестициям текущего года. В 2018 г. на угольную отрасль планируется направить на 1 млрд руб. больше – объем инвестиций составит 64 млрд руб.

В 2018 г. планируется ввести в эксплуатацию участки «Убинский» в Гурьевском районе и «Гусинский-Южный» в Кемеровском районе, что позволит дополнительно нарастить добычу на 3 млн т. Кроме того, в следующем году начнется строительство трех обогатительных фабрик — «Увальной» и «Талдинской-энергетической» в Новокузнецком районе, а также «Талдинской» в Прокопьевском районе».

Кроме того, в настоящее время представители разреза «Кайчакский-1» в Тисульском районе ведут переговоры с Венгрией о начале поставок бурого угля в страну. За 10 месяцев 2017 г. объем добычи данного вида топлива вырос здесь на 42%.

В долгосрочной перспективе Россия обладает огромным экспортным потенциалом, что на фоне поддержки угольной электрогенерации внутри страны позволяет прогнозировать уверенный рост перевозок угля железнодорожным транспортом.

Нефть и нефтепродукты: очередное снижение

Погрузка нефти и нефтепродуктов в октябре 2017 г. снизилась к прошлому году на 1,0% и составила 19,2 млн т. Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 194,4 млн т нефти и нефтепродуктов, что выше аналогичного периода прошлого года на 0,1%.

При этом внутренние перевозки выросли к предыдущему году на 5%, тогда как экспорт снизился на 8% преимущественно за счет падения поставок в порты Нидерланд для дальнейшего транзита.

В конце октября ОАО «РЖД» заявила о намерении создать условия для привлечения нефтяных грузов на железную дорогу. В первую очередь, речь идет о точечной совместной работе с нефтяными компаниями. В одних случаях предлагается перевозить высокосернистую нефть в цистернах, чтобы не ухудшать качество в трубе, а в других, наоборот, — перевозить по железной дороге высококачественные нефтепродукты. По словам представителя компании, в итоге при оценочном оттоке этих грузов с железной дороги примерно в 8 млн т в 2018 г. удастся дополнительно привлечь 5,5 млн т.

Дополнительно в планах РЖД обнулить индексацию тарифов для нефтяных грузов, а также получить право гарантировать скидки в рамках тарифного коридора на десять лет. По мнению же ФАС, льготы для нефтяников излишни.

Таким образом, ожидается дальнейшее снижение нефтяных грузов железнодорожным транспортом, однако его скорость будет зависеть от того, как договорятся РЖД, нефтяные компании и ФАС.

Строительные грузы и цемент: в 2018 г. ожидается восстановление перевозок

Новости по теме

Погрузка строительных грузов в октябре 2017 г. продолжила падение и составила 11,6 млн т (-3,3% к октябрю прошлого года). Погрузка цемента выросла до 2,4 млн т (+4,3%). Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 113,5 млн т строительных грузов и 23,6 млн т цемента, что ниже аналогичного периода прошлого года на 7,8% и 0,2% соответственно.

По данным Росстата, в октябре 2017 г. в РФ введено около 6,9 млн м2 жилья, что на 13,4% выше результата за аналогичный период 2016 г. Однако накопленным итогом с начала года показатель ввода жилья упал на 4,3%. По мнению заместителя министра строительства и ЖКХ Никиты Стасишина, объем ввода жилья за 2017 г. достигнет уровня прошлого года, несмотря на падение с начала года.

Кроме того, по оценке экспертов, до конца года в России будет произведено около 55 млн т цемента, что соответствует уровню прошлого года, тогда как в предыдущие несколько лет потребность в цементе уменьшалась. Положительную динамику может показать уже 2018 год.

Причина восстановления объемов строительства и производства цемента — повышение доступности кредитных займов для населения. На текущий момент, ключевая ставка составляет 8,25%, тогда как по оценке председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, в течение двух лет этот показатель может снизиться до 6-7%.

На рынке наметились тенденции к росту перевозок строительных грузов и цемента. Уже с началом следующего строительного сезона ожидается восстановление объемов по мере дальнейшего снижения ключевой ставки и роста обеспеченности подвижным составом.

Лесные грузы: дальнейшая реализация экспортного потенциала отрасли

Погрузка лесных грузов в октябре 2017 г. выросла на 10,0% и составила 3,3 млн т. Всего с начала года было отправлено 36,7 млн т лесных грузов, что на 4,1% выше аналогичного периода 2016 г.

В октябре перевозки на внутренних направлениях остались на уровне прошлого года, тогда как экспорт вырос на 12%, прежде всего, по-прежнему за счет Китая (+22%) и Казахстана (+32%).

В рамках реализации программы «Стратегия развития лесного комплекса России», принятой правительством, на фоне значительного экспортного потенциала ожидается умеренный рост перевозок лесных грузов в среднесрочной перспективе.

Зерно и продукты перемола: новый рекорд урожая поддержит перевозки

Погрузка зерна в октябре 2017 г. составила 2,5 млн т (+31,6% к октябрю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 17,1 млн т зерна, что на 14,5% выше аналогичного периода 2016 г.

В октябре внутренние перевозки сократились на 13%, тогда как экспорт вырос на 90% в основном за счет роста поставок в Египет (в 4,5 раза) и Саудовскую Аравию (в 4 раза).

Урожай зерна второй год подряд устанавливает рекорд — в 2017 г. сбор составит около 130 млн т. Рост перевозок может продолжиться при сохранении текущей тенденции на мировых рынках: у других стран-экспортеров ситуация выглядит менее благоприятной. Так, например, из-за засухи и метелей падение урожая пшеницы в США к прошлому году составит около четверти. По оценке Минсельхоза США, американская пшеница упадет до 15% от мирового экспорта, а урожай РФ в этом сезоне будет вдвое больше, чем в Соединенных Штатах. Кроме того, стало известно о закрытии США торгового представительства «Пшеничной ассоциации» в Египте. Таким образом, Россия стала главным поставщиком зерна на египетский рынок, в прошлом году доля российских компаний в структуре поставщиков на рынок этой страны составила около 70%. Ожидается сохранение лидерства на рынке Египта: у украинского зерна дороже доставка, а Румыния и Франция на фоне среднего урожая вовсе не приняли участие в последних египетских тендерах.

Поддержит перевозки зерновых и действующая с 1 октября 2017 г. до 30 июня 2018 г. скидка РЖД к тарифу на экспортные перевозки зерна из ряда регионов, удаленных от морских портов. Размер скидки составит около 10,3% к тарифам на экспорт зерна со станций, расположенных в границах Воронежской, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Омской, Курской, Липецкой, Пензенской, Самарской, Ульяновской и Курганской областей, через российские порты.

Химические и минеральные удобрения: очередной рекорд

Погрузка удобрений в октябре 2017 г. составила 4,8 млн т (+9,1% к октябрю прошлого года), установив очередной рекорд для данного месяца. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 47,3 млн т удобрений, что на 7,9% выше аналогичного периода 2016 г.

При этом внутренние остались на уровне прошлого года, а рост экспорта к прошлому году составил 10%. Поставки российских удобрений нарастили Бразилия (в 1,5 раза), Китай (+11%) и Литва (в 1,5%).

Внутренний рынок обладает потенциалом для дальнейшего роста потребления удобрений. По словам президента Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрея Гурьева, Россия прошла путь от минимального внесения удобрений в почву до сегодняшних 40-50 килограммов на гектар. Для сравнения европейские фермеры вносят 200 килограммов удобрений на гектар, японские — 300.

На мировом рынке российские производители минеральных удобрений имеют огромное ценовое преимущество за счет их высокой обеспеченности недорогими сырьевыми ресурсами по сравнению с другими производителями. По оценкам экспертов, к 2021 г. цена на российский газ на внутреннем рынке возрастет на 20% относительно 2016 г., тем не менее, мировые темпы роста цен на газ будут опережать данные показатели, что позволит сохранить ценовое преимущество российских производителей.

На фоне благоприятной картины как на внутреннем, так и на внешнем рынках ожидается дальнейший рост перевозок минеральных удобрений железнодорожным транспортом.

(Обзор подготовлен НПК ОВК).

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 235

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter