железнодорожные перевозки | 26 августа 2016 г. | 10:00

Экспорт будет двигать железнодорожные перевозки

В июле 2016 г. погрузка на сети РЖД составила 104,4 млн т (+1,6% к июлю 2015 г.). Выросли к уровню прошлого года перевозки угля (+1,2%), строительных материалов (+11,5%), лесных грузов (+9,1%) и руд цветных металлов (+5,6%). На уровне прошлого года остались перевозки черных металлов, лома, зерна и кокса. Снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов (-5,2%), железной и марганцевой руд (-1,1%), удобрений (-2,3%) и цемента (-3,2%).

Погрузка в полувагоны в июле выросла почти на 5%. Грузооборот составил 197,6 млрд т-км (+0,5%), установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет.

В июле погрузка угля на сети РЖД выросла на 1,2% к уровню прошлого года и составила 25,6 млн т, вновь установив рекорд перевозок месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 187,7 млн т угля, что на 3,8% выше уровня 2015 г.Добыча угля в июле была выше уровня прошлого года на 4,5%, по данным Министерства энергетики России, и на 5,8%, по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат).

В июле внутренние перевозки к уровню прошлого года сократились на 3%, а экспортные — на 5%.

Экспортный грузопоток продолжает расти на Кипр (+15%), в Японию (+5%), Китай (+15%), а также в Индию, поставки в которую увеличились до рекордных 250 тыс. т.

На мировом рынке отмечается стремительное восстановление цен: с начала мая цена на уголь росла от 20% до 40% в зависимости от сорта. Так на середину августа цена угля в портах Северо-Западной Европы (CIF ARA) достигла $61,1 за 1 т. Вместе с тем, эксперты отмечают, что даже с учетом выросших цен уголь в 3 раза дешевле ветряной и в 4 раза дешевле солнечной энергии.

Вместе с тем, прогнозируется, что на фоне затишья рынка и снижения мирового производства крупнейший экспортер угля Индонезия не сможет быстро вернуть свою долю рынка из-за долгов ее добывающих компаний.

Значительный потенциал российского угля на экспортных рынках ускорил расширение мощностей по перевалке угля на экспорт на Дальнем Востоке. О планах развивать строительство угольного терминала «Север» мощностью 20 млн т в год в порту Восточный заявила группа Сумма. Данный проект оценен в $385 млн, первую очередь на 7 млн труппа Сумма запланировала ввести в 2018 г. Кроме того, Управляющая портовая компания выразила готовность в следующем году достроить третью очередь терминала.

Реализация проектов по развитию портов Дальнего Востока позволит российскому экспорту угля по-прежнему расти.В июле погрузка черных металлов на сети РЖД осталась на уровне прошлого года и составила 5,8 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 41,4 млн т черных металлов, что на 1,5% ниже уровня 2015 г.

В июле внутренние перевозки сократились на 14%, тогда как экспорт вырос на 16%. Перевозки по-прежнему росли в Италию (поставки не осуществлялись в прошлом году) и Тайвань (на треть). Кроме того, значительно увеличились объемы перевозок черных металлов в Иран и Египет, тогда как поставки в прошлом году были на минимальном уровне.

По данным Росстата, производство стали в июле выросло на 0,9%, чугуна — на 1,5%, вместе с тем выпуск проката черных металлов снизился на 2,9%.

5 августа вступили в силу пошлины Европейского Союза на российскую холоднокатаную сталь сроком действия на пять лет. Так для проката ММК размер пошлины составит 18,7%, для продукции Северстали - 34%, а для НЛМК и других российских производителей - 36,1%. В Минэкономразвития сообщили о намерении оспорить пошлины в суде ВТО, так как антидемпинговое расследование в отношении холоднокатаного проката было проведено с нарушением норм ВТО.

Таможенная служба Тайваня ввела предварительные пошлины для импорта горячекатаного листового проката из Украины, Бразилии, Китая, Индии, Индонезии и Южной Кореи. Пошлины установлены в диапазоне от 8,7% до 80,5% и действуют 4 месяца, начиная с 22 августа. На этом фоне вероятен дальнейший рост поставок металлопродукции российских производителей в Тайвань.

В августе власти Индии установили антидемпинговые пошлины на плоский прокат горячекатаной стали из Китая, Японии, Южной Кореи, России, Бразилии и Индонезии сроком действия до февраля 2017 г. Однако такая мера не повлияет на российский экспорт черных металлов, так как текущие объемы поставок в Индию находятся на низком уровне.

Вместе с тем в России планируется увеличение производственных мощностей.

Дальнейший рост перевозок черных металлов из России затруднен из-за действующих и планируемых ограничительных мер со стороны Европейского Союза и других стран, несмотря на рост мировых цен на сталь.

Железная и марганцевая руда: впервые в истории могут появиться пошлины на руду

В июле погрузка руды на сети РЖД снизилась на 1,1% относительно уровня прошлого года и составила 9,0 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 63,9 млн т руды, что на 1,4% выше уровня 2015 г.

По данным Росстата, добыча руды в июле сократилась на 9,2%. Всего с начала года было добыто на 0,9% руды больше, чем в прошлом году.

Снижение экспорта произошло в Турцию (-85%) и на Украину (на две трети). Перевозки растут в Италию (поставки не осуществлялись в прошлом году), Финляндию (в 3 раза) и Словакию (в 1,5 раза).

В Австралии рассматривается возможность ввода дополнительного налога на добычу руды размером $5 за 1 т. Крупнейшие австралийские горнодобывающие компании Rio Tinto и BHP Billiton уже выступили против его введения. По оценке компаний, новый налог ведет к потере текущей доли на мировом рынке.

Одновременно с этим, Metallurgical Miners' Association of China, объединяющая более 20 национальных производителей железорудного сырья, намерена обратиться в Министерство торговли КНР с жалобой на демпинг со стороны конкурентов из Австралии и Бразилии. Если данное предложение будет принято, этот процесс может стать первым в мире антидемпинговым расследованием, объектом которого является железорудное сырье.

В случае принятия вышеуказанных мер ситуация на мировом рынке может стать более благоприятной для российского экспорта, что поспособствует его росту, сообщается в аналитическом обзоре Объединенной вагонной компании.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 82

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter