Сами, сами. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (13-20 марта 2016 г.)

На мировом рынке неделю мощного подъема цен сменила неделя нестабильности. Котировки на основные виды стальной продукции меняются в ежедневном режиме. Как правило, наблюдается некоторое понижение по сравнению с прежними пиками, но отдельные сделки, заключаемые по новым высоким ценам, вселяют оптимизм в металлургов, которые стараются закрепиться на достигнутых позициях. Российская экономика живет вообще практически одним днем, а правительство, похоже, напуганное размахом событий последних месяцев, фактически действует по принципу: «если не знаешь, что делать, не делай ничего».

Поставщики и потребители пытаются нащупать новый уровень равновесия, который, конечно же, должен быть выше прежнего, но насколько выше, не знает пока никто. Железную руду и вовсе лихорадит. Котировки The Steel Index сначала упали до немногим более $51 за т CFR Китай, потом снова выросли до $55 за т. В Китае продолжают обсуждать объявленный поворот к новой экономической стратегии, предполагающей развитие с опорой на внутренний рынок, новые капиталовложения в строительство и инфраструктуру, ускоренное освоение высоких технологий. Дьявол, как всегда, кроется в деталях: намерения китайских властей, действительно, заслуживают уважения и пристального внимания, но по поводу реальных методов достижения этих целей возникают некоторые сомнения. В конце концов, концепция стимулирования внутреннего спроса с целью компенсации сокращения экспорта в Китае не нова. Так там выходили из кризиса еще в конце 2008 года.

Тем не менее, китайское правительство намерено бороться, что-то делать, выводить страну из спада, а не уныло констатировать неизбежность потерь из-за ухудшения внешней конъюнктуры и прогнозировать долгосрочную стагнацию (а между прочим, многие зарубежные эксперты предсказывали для Китая именно такой сценарий). На этом фоне инертность российского экономического блока начинает откровенно раздражать. Вялые намерения вложить хотя бы лишние несколько десятков миллиардов рублей в экономику блокируются Центробанком, который продолжает героически бороться с инфляцией. На заседании совета директоров 18 марта в очередной раз было принято решение не менять ключевую ставку, хотя инфляция сократилась до 7,9% годовых, а рубль ощутимо укрепился на фоне дорожающей нефти. На радостях в ЦБ даже вспомнили забытую было мантру о снижении инфляционного показателя до 4% в 2017 году. При этом, там продолжают по-прежнему старательно дуть на воду, «охлаждая» российскую экономику посредством дальнейшего сокращения потребительского спроса.

Как отметил один из участников состоявшейся 17-18 марта конференции «Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления», с таким правительством мы поступления денег в экономику не дождемся. Новую антикризисную программу фактически оставили в подвешенном состоянии из-за нерешенности вопроса с финансированием ряда пунктов. Уровень господдержки важнейших несырьевых отраслей, за исключением автопрома, минимальный. Так, даже на такое важнейшее направление как стимулирование российского станкостроения, где очень многое надо строить с нуля, выделено аж 2,7 млрд. руб. С такими масштабами «помощи», действительно, можно надеяться только на то, что к концу текущего года спад замедлится до 1,3-1,5%. Надо понимать, что к тому времени, глядишь, и нефть подорожает до $50 за баррель.

Однако несмотря на все эти негативные явления индекс промышленного производства в феврале 2016 года, по данным Росстата, увеличился на 1,0% по сравнению с показателем аналогичного периода годичной давности. Причем, снижение в обрабатывающей промышленности составило только 1%. Конечно, надо учитывать, что как раз на февраль прошлого года пришелся самый пик валютных и кредитных шоков, но прогресс все-таки наличествует. Уменьшились темпы спада в автомобилестроении, возросло производство грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов, некоторых видов стройматериалов. Кроме того, в феврале текущего года на 1,4% по сравнению с прошлогодними результатами увеличилась выработка электроэнергии, что тоже говорит о некотором улучшении ситуации в экономике.

Пожалуй, это свидетельствует о том, что российский бизнес все-таки приспособился к новым условиям. Привык к практическому отсутствию поддержки со стороны правительства, вредительской политике Центробанка, слабому и нестабильному рублю, сужению спроса, неустойчивости и непредсказуемости. И это понятно: жизнь не стоит на месте, а «переждать кризис» по-любому не удастся. Если китайцам не удастся запустить снова механизм экономического роста, цены на все виды минерального сырья еще очень долго будут оставаться низкими, а возвращения к тучным временам дорогой нефти, может быть, уже не произойдет никогда. Западные санкции против России — это тоже на многие-многие годы. По крайней мере, ограничения в финансовой сфере со стороны США теперь останутся, пока не потерпит полный крах кто-либо из участников конфликта — либо мы, либо американцы.

Возможно, российскому бизнесу и в дальнейшем следует рассчитывать только и исключительно на себя. Такое понимание постепенно возникает, по крайней мере, в области технического регулирования. Как отмечалось на той же конференции по оцинкованному и окрашенному прокату, внедрению в практику строительства новых материалов и технологий во многом препятствует отсутствие ГОСТов и других федеральных документов. Однако некоторые компании начинают сами, не дожидаясь появления необходимых документов, маркировать свою продукцию, устанавливать внутренние стандарты качества, внедрять нужные им самим и их заказчикам практики. Кризис, действительно, многое меняет. И пережившие его компании становятся не только сильнее, но и самостоятельнее.

Положительные изменения в экономике и в самом деле происходят. Медленнее и труднее, чем хотелось бы, но они есть. В регионах с компетентной местной властью оказывают реальную поддержку крупным инвестиционным проектам. Постепенно идет процесс импортозамещения. Российские компании продолжают внедрять новые технологии, осваивают инновационные виды продукции, совершенствуют внутреннее управление и стараются лучше взаимодействовать с клиентами. Каждый видит свой фронт работы, что можно сделать лучше. А правительство... пусть оно витает в своих эмпиреях.

Российский рынок стали, между тем, готовится к наступлению весны. Продолжился рост спотовых цен на арматуру, хотя в других сегментах сортового и листового проката после повышения в начале марта (где оно было) пока не происходит решительных изменений. Металлургические компании готовят подъем цен на покрытый и непокрытый листовой прокат в апреле, к чему дистрибьюторы относятся, как правило, с опаской, указывая на относительно вялое конечное потребление. В прошлом году весеннее подорожание на стальную продукцию в некоторых секторах рынка обернулось потом летним понижением в разгаре «высокого сезона».

Сейчас поставщики снова рискуют наступить на те же самые грабли. Причем, от нестабильности и непредсказуемости цен страдают все, так как этот фактор часто приводит к падению активности конечных потребителей, которые перестают размещать заказы вообще или выжидают до конца, надеясь на то, что стоимость нужной им продукции опять сократится.

Безусловно, в качестве оправдания своих действий металлурги привычно кивают на экспортный паритет, но здесь ситуация выглядит весьма непростой. С одной стороны, российские производители листового проката планируют значительное повышение экспортных котировок и имеют для этого основания. В Турции, Евросоюзе, странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии цены на стальную продукцию резко выросли и могут удержаться на достигнутых высотах — хотя бы на некоторое время. Пока китайцы больше сосредоточены на внутренних поставках, прежний избыток предложения стальной продукции кое-где превратился в дефицит.

Кроме того, подорожанию будет способствовать решение ФРС США о сохранении учетной ставки на старом уровне (уж не с них ли взяли пример в Центробанке РФ?!). Экономика США несмотря на некоторое оживление в строительном сектор не демонстрирует признаков устойчивого роста. В нефтегазодобывающей отрасли продолжается спад. Прошлогодний бум на авторынке обернулся рекордным уровнем невозврата автокредитов. И это не есть хорошо, так как на долю США как крупнейшего потребителя и импортера приходится значительная часть глобального спроса. Но дешевые деньги в США означают и дешевый доллар, а значит, рост котировок, деноминированных в этой валюте.

С другой стороны, недостаточный реальный спрос может торпедировать повышение цен на стальную продукцию на мировом рынке. Этот фактор уже начал проявляться в Турции, где снова пошли вниз котировки на сортовой прокат, из-за чего были вынуждены пойти на уступки экспортеры заготовки из СНГ. В Китае все неустойчиво и нестабильно. Местные металлурги пытаются выжать из подъема в начале марта все, что только возможно. Но уже в ближайшей перспективе они могут возобновить внешние поставки с более низкими ценами, если внутренний рынок не оправдает их ожиданий.

Но зато мы живем в интересное время. Все постоянно меняется, вызревающие тенденции готовят почву для внезапных и радикальных сдвигов. И все это очень способствует выработке умения делать все самостоятельно, не надеяться и не зависеть ни от кого.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 483

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter