Грузоперевозки | 27 июля 2015 г. | 08:52

Обзор железнодорожного рынка РФ в июне-июле 2015 г.

Объем перевозок в июне 2015 г. снизился на 3,3% к уровню прошлого года и составил 97,3 млн т. Сократились перевозки угля (-1,2%), нефтепродуктов (-2,0%), строительных грузов (-9,4%), железной руды (-6,5%), черных металлов (-3,4%) и цемента (-13,9%). Увеличилась погрузка удобрений (+5,1%), лесных грузов (+6,5%), зерна и продуктов перемола (+66,7%).

В июне 2015 г. грузооборот составил 184,6 млрд т-км, что на 2,2% меньше показателей июня 2014 г.

Уголь: перевозки на высоком уровне, снижение к уровню 2014 г. из-за эффекта "высокой базы"
В июне погрузка угля на сети РЖД незначительно сократилась на 1,2% к уровню прошлого года и составила 24,1 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 155,6 млн т угля, что на 3,3% выше уровня 2014 г.

По сравнению с июнем прошлого года экспортные перевозки угля скорректировались на 3,6%, в то время как внутренние – на 0,8%. Экспортный поток ослабел на Украину (-34,2%), в Китай (-27,2%), Нидерланды (остановка поставок) и Великобританию (-21,4%). При этом нарастили поставки из России Япония (+5,2%), Северная Корея (поставок в прошлом году не было), Южная Корея (в 2 раза) и Германия (в 2,3 раза). Ожидается дальнейший рост перевозок в направлении этих стран.

Парадоксальная ситуация сложилась в балансе энергоресурсов Германии. Из-за отказа от атомной энергетики после аварии на Фукусиме в 2011 г., а также обесценения угля на мировых сырьевых рынках, правительство активно поддерживало «зеленый сектор», что привело к нерентабельности газовой генерации. Так, в начале апреля энергетический концерн E.on объявил о том, что через год будет закрыта самая современная в Европе газовая электростанция в баварском Иршинге стоимостью полмиллиарда евро.

В сложившейся ситуации эксперты видят для Германии фактически 2 выхода: «грязная» дешевая угольная генерация и экологически чистая, но не очень эффективная, получаемая из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). По мнению аналитиков GlobalData, экологически чистая генерация не сможет полностью компенсировать выводимые атомные мощности, стране придется сконцентрироваться на угольной генерации, что означает рост потребления угля.

Падение перевозок угля в июне может быть обусловлено, в первую очередь, эффектом «высокой базы» аналогичного периода прошлого года: именно с июня 2014 г. перевозки угля начали расти. В то же время, по данным Минэнерго, добыча угля в июне 2015 г. оказалась выше уровня прошлого года на 1,5%. По данным Росстата, прирост составил 2,6%.

С другой стороны, сокращение внутренних перевозок угля могло произойти из-за снижения объемов металлургического комплекса, доля которого во внутреннем потреблении угля составляет около 20-30%. Так, в июне металлурги снизили выплавку стали на 7,5%, до 5,5 млн тонн.

Дополнительным фактором роста поставок угля может стать экспорт на Украину. Россия участвует в тендере на поставку антрацитного угля на предстоящий отопительный сезон. Объем необходимых поставок в месяц может составить 200-300 тыс. т.

В текущих условиях для России становится важным удержание собственной доли рынка, что возможно при высоких объемах производства. Рынками сбыта по-прежнему остаются страны АТР, и в перспективе могут выступить рынки Европы ввиду дешевизны угольной генерации. В среднесрочной перспективе перевозки угля могут сохраняться на текущем высоком уровне.

Нефть и нефтепродукты: внутренние перевозки несколько сократились, экспорт остался на уровне прошлого года
В июне погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД снизилась на 2,0% относительно уровня прошлого года и составила 20,1 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 126,9 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 0,9% ниже уровня 2014 г.

В июне внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов сократились на 4,5% к июню 2014 г., а экспортные остались на уровне прошлого года. Падение демонстрировали перевозки в Турцию (-51,8%), Китай (-28,9%), Нидерланды (-2,3%) и Великобританию (-49,3%). Экспортные поставки нарастили Италия (+22,8%), Беларусь (+43,2%), Финляндия (в 2 раза) и Украина (в 1,5 раза). В то же время добыча нефти в июне, по данным Минэнерго, выше уровня прошлого года на 1,4%.

Рост поставок по железной дороге на Украину обусловлен блокированием нефтепродуктопровода «ПрикарпатЗападтранс», обеспечивающего поставку больших объемов дизтоплива из России. В настоящее время работники предприятия ведут судебную борьбу за разблокировку работы нефтепровода.

Однако железнодорожный транспорт будет ощущать нарастающее конкурентное давление со стороны трубопроводного: этому будет способствовать, в том числе, и реализация проекта «Юг» до 2020 г.

Проект «Юг» планируется провести в три этапа. На первом, который должен быть завершен в 2016 г., на участке Тихорецк - Новороссийск необходимо проложить 91 км новых труб и заменить 244 км уже существующих трубопроводов, реконструировать 4 НПС, увеличив мощность участка до 6 млн т дизельного топлива в год. Инвестиции компании на этом этапе составят около 9,8 млрд руб.

На втором этапе до 2018 г. должны быть обеспечены поставки ДТ в том же объеме на участке Волгоград - Тихорецк. Для этого необходимо построить 495 км линейной части, 2 НПС и выполнить ряд других работ. Инвестиции ориентировочно составят 11,7 млрд руб. После завершения третьего этапа - строительство МНПП Самара - Волгоград - артерия сможет принять до 11 млн т солярки в год.

Помимо увеличения отправки светлых нефтепродуктов на экспорт через черноморские порты, реализация проекта «Юг» поспособствует увеличению поставок нефти на Афипский, Краснодарский и Ильский НПЗ. В суммарном объеме рост поставок трем заводам по магистральному нефтепроводу (МН) может составить к 2020 г. более 19 млн т против 2,1 млн т в 2012 г., при этом поставки железнодорожным транспортом снизятся соответственно с 7,3 до 0,7 млн т. Плюс строительство МН от НПС «Тихорецкая» до Туапсинского НПЗ снабдит последний нефтью в объеме 12 млн т вместо нынешних 6,6 млн.

В среднесрочной перспективе ожидается сохранение текущего высокого объема железнодорожных перевозок нефтепродуктов и перераспределение грузопотока с внутренних направлений на экспортные. Однако, прогнозируется, что перевозки сырой нефти будут сокращаться вслед за ростом доли трубопроводного транспорта.

Строительные грузы и цемент: ожидается возврат грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный
В июне погрузка строительных грузов и цемента на сети РЖД упала на 9,4% и 13,9% к уровню прошлого года и составила 11,6 млн т и 3,1 млн т соответственно. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 57 млн т строительных грузов и 13,5 млн т цемента, что на 18,5% и 14,0% ниже уровня 2014 г. соответственно.
В июне падение перевозок строительных материалов и цемента в большинстве регионов России продолжилось. Исключением стали направления в Калужскую область (рост в 2,2 раза), Алтайский край (рост в 2 раза) и Амурскую область (рост в 1,5 раза).

Рост перевозок в Калужскую область обусловлен стартом строительства новой скоростной федеральной трассы М3 «Украина». Финансируется весь спектр работ из федерального бюджета, на строительство выделено более 17 млрд рублей. На всем протяжении трассы предполагается четыре полосы движения, не прерываемые пересечением с другими дорогами и наземными пешеходными переходами. Для этих целей планируется реконструировать ряд мостов, путепроводов и развязок, равно как будет построена бесплатная дорога-дублер, с обычным ограничением скорости и не такая широкая. Завершение работ намечено к концу 2017 г.

Глава Республики Крым Сергей Аксенов на II Крымском транспортном форуме в Алуште сообщил, что власти Крыма прорабатывают вопрос строительства прямой железнодорожной ветки от Керчи до Симферополя, которая станет продолжением Керченского моста. Строительство новой железной дороги будет способствовать существенному росту перевозок щебня в Краснодарский край.

В июне заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул сообщил, что вся транспортная инфраструктура к Чемпионату мира 2018 года будет сдана вовремя. По его словам, ФИФА постоянно мониторит подготовку к первенству и абсолютна удовлетворена ее темпами.

По мнению экспертов, потенциал российских железных дорог для транспортировки грузов, ранее перевозимых автомобильным транспортом, находится на высоком уровне. Так, с ноября 2015 г. для грузовых автомобилей массой свыше 12 т дороги федерального значения станут платными. Такая мера вводится для компенсации ущерба, наносимому дорожному покрытию. В Кабмине предлагают ввести плату в 3,73 рубля за каждый пройденный грузовиком километр. Появление платы за проезд грузовых автомобилей приведет к оттоку строительных грузов на железнодорожный транспорт.

Традиционно, российский железнодорожный транспорт сопоставим с железнодорожной сетью США (парки вагонов почти равны), в то время как в Америке автомобильная сеть дорог является существенно более развитой, чем в РФ: 6,5 млн км в США против 1,4 млн км в РФ. Несмотря на этот факт, в американские автоперевозки щебня производятся только на коротких плечах – от 200 до 500 км.

По предварительной статистике июля падение перевозок строительных грузов существенно замедлилось. Драйверами восстановления объемов перевозок строительных грузов РФ могут стать проекты федерального уровня, а также переход строительных грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт, но заметные изменения прогнозируются не ранее 2016 г.

Зерно и продукты перемола: восстановление экспортных грузопотоков после отмены пошлины на пшеницу
В июне погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД выросла на 66,7% к уровню прошлого года и составила 1,0 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 7,8 млн т зерна, что на 14,7% выше уровня 2014 г.

Основной рост погрузки относительно уровня прошлого года произошел за счет увеличения экспортных грузопотоков (в 3,7 раза) вследствие отмены пошлины в середине мая, в то время как внутренние перевозки выросли на 23,8%. Экспорт увеличился к июню прошлого года в Азербайджан (в 4,6 раза), а также в Египет и Йемен, в то время как в прошлом году поставки в эти страны практически не осуществлялись.

По оценке Россельхознадзора, поставщики из РФ смогут начать экспорт зерновых в Китай в течение 2015 г. Китай пересматривает запреты на импорт российской продовольственной продукции, которые ввел в октябре 2014 г.

В программу поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории России на основе проектного финансирования, был отобран проект строительства завода по глубокой переработке сои (I очередь) ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский». Проект предполагает создание современного производства по глубокой переработке сои – пищевой и кормовой экстракции, чтобы получить «белый соевый лепесток» и соевое масло, а также кормового шрота. Стоимость проекта составляет 1,1 млрд руб., объем требуемых кредитных средств – 0,8 млрд руб.

В перевозках зерна наступил низкий сезон. Ожидается увеличение погрузки зерновых по мере уборки урожая.

Химические и минеральные удобрения: перевозки обновили рекорд 2014 г.
В июне погрузка удобрений на сети РЖД выросла на 5,1% к уровню прошлого года и составила 4,1 млн т, показав рекордный уровень перевозок минеральных удобрений в июне за последние 10 лет. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 25,4 млн т удобрений, что выше уровня перевозок прошлого года на 0,8%.
Рост погрузки обусловлен увеличением внутренних перевозок относительно июня прошлого года на 6,7%. Поставки удобрений из России нарастили США (в 2 раза), Турция (+88,6%), Индия (в 8,3 раза) и Кения (поставки в прошлом году не осуществлялись).

Фонд регионального развития Бурятии подписал соглашение о намерении реализации инвестиционного проекта по производству удобрений с Хулунбуирской северовосточной биолого-технической компанией «Фу Фэн».

В июне «ФосАгро», крупнейший российский производитель фосфорсодержащих удобрений, открыл новый терминал в порту «Усть-Луга» в Ленинградской области. Терминальный комплекс способен осуществлять перевалку более 1,5 млн т минеральных удобрений в год. Мощность единовременного хранения составляет около 80 тыс. т. Проект по развитию портовых мощностей в «Усть-Луге» был осуществлен в рамках Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, заключенного между Ленинградской областью и «ФосАгро» на Петербургском международном экономическом форуме в 2014 г. Другим проектом в рамках этого соглашения является строительство нового высокопроизводительного производства комплексных удобрений в Ленинградской области на производственной площадке ЗАО «Метахим», реализация которого началась в феврале 2015 г.

По январскому прогнозу Минэкономразвития России, в 2015 г. производство минеральных удобрений в стране увеличится на 2,7% относительно уровня прошлого года.
Таким образом, прогнозируется сохранение перевозок удобрений до конца года на текущем высоком уровне.

Обзор подготовлен НПК ОВК

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 117

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter