Грузоперевозки | 04 марта 2015 г. | 15:30

Падение грузооборота в январе составило 1,5%

Объем перевозок в январе 2015 г. вырос на 0,3% к уровню прошлого года и составил 96,6 млн т. К январю 2014 г. увеличилась погрузка каменного угля (+3,7%), нефти и нефтепродуктов (+0,4%), железной и марганцевой руды (+3,4%), черных металлов (+12,3%), лесных грузов (+10,7%), зерна и продуктов перемола (+60,8%). Снизились перевозки строительных грузов (-26,1%), цемента (-6,7%), лома черных металлов (-1,5%), кокса (-3,9%).

В январе 2015 г. грузооборот составил 188,2 млрд т-км, что на 1,5% ниже января 2014 г. Такое движение вниз обусловлено сокращением объемов экспортных грузопотоков (-3,0% к январю 2014 г.). К январю прошлого года снизился экспорт каменного угля (-7,0%), нефти и нефтепродуктов (-5,2%), химических и минеральных удобрений (-12,0%). Сокращение экспорта произошло в следующих направлениях: Нидерланды (-10,2%), Украина (-32,7%), Китай (-12,6%), Финляндия (-30,7%) и Польша (-29,9%).

Уголь: экспортные перевозки по-прежнему сокращались, несмотря на девальвацию рубля
В январе погрузка угля на сети РЖД выросла на 3,7% к уровню прошлого года и составила 27,9 млн т. При этом структура грузопотоков претерпела изменения. Так по сравнению с январем прошлого года перевозки угля на экспорт снизились на 7,0%, внутри страны — увеличились на 8,8%.

По сравнению с январем 2014 г. поставки российского угля сократились в Китай (-47,0%), Украину (-48,2%), Польшу (-50,0%), Нидерланды (-67,0%), Корею (-45,9%). Импорт угля из России нарастили Япония (+12,4%), Турция (+30,3%), Словакия (+141,5%), КНДР (+100%). Продолжают увеличивать поставки и страны Евросоюза (от +7 до +10%).

Следует отметить продолжающееся сокращение глобального импорта угля китайскими компаниями. Несмотря на снижение мировых цен на уголь вслед за девальвацией валют крупных стран-экспортеров, Китай по-прежнему уменьшает потребление угля в экономике, переключаясь на другие энергоносители. Кроме того, продолжают сокращать экспорт российского угля Украина и Польша.

Крупнейшим потребителем российского угля остается Япония, которая импортирует около трети от всего экспортного потока угля из РФ. При этом японские компании планируют и дальше наращивать поставки из России. Так, в феврале представители крупнейшей японской сталелитейной корпорации JFE Holdings и российской власти достигли соглашения о проведении анализа состояния проектов по добыче каменного угля в Сибири и на Дальнем Востоке для последующего экспорта в страны АТР.

На Дальнем Востоке активно развиваются мощности для экспорта российского угля. В 2015 г. завершится строительство Инаглинского угольного ГОКа мощностью 1,9 млн т коксового концентрата в год. Вместе с этим, в Приморье началось строительство универсального перегрузочного комплекса «Север» с объемом ежегодной переработки 20 млн т угля. В том же регионе получил положительное заключение экологической экспертизы проект, включенный в федеральную целевую программу, по возведению специализированного на перевалке угля порта «Суходол» с грузооборотом 20 млн т. Старт строительства запланирован на 2015 г. В довершение ко всему, дочернее предприятие «Ростеха» — «РТ-Глобальные Ресурсы» — продолжает развивать сотрудничество с китайской корпорацией «Шеньхуа» и корейской корпорацией КОВЕПО. Предполагается, что до июля 2015 г. «РТ-ГР» подпишет итоговое соглашение с партнером (или консорциумом партнеров), предложившим наиболее интересные условия совместной реализации проекта угольного терминала в порту «Вера» мощностью 20 млн т.

Продолжает наращивать потребление российского угля и Турция, которая намерена расширить долю использования данного ресурса в экономике страны. Планируется инвестировать около 10 млрд долларов США в угольные электростанции. Эксперты прогнозируют увеличение Турцией годового потребления угля на 7 млн т в ближайшие 5-6 лет. В связи с этим обстоятельством, «Кузбассразрезуголь» планирует построить терминал на 10 млн т угля в Тамани.

Потенциал потребления угля такими странами, как Япония и Турция, находится пока на высоком уровне, что позволяет частично компенсировать падение экспорта в Китай. Однако в среднесрочной перспективе российским компаниям придется искать дополнительные рынки сбыта.

Нефть и нефтепродукты: внутренние перевозки сохранялись на высоком уровне, экспорт падал
В январе погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД составила 22,6 млн т (+0,4% к январю прошлого года). С 1 января 2015 г. вступил в силу «налоговый маневр» в нефтяной отрасли. В рамках нововведений поэтапно за 3 года сократятся вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Компания «Роснефть» направила письмо президенту РФ Владимиру Путину с тезисами о том, что нововведения ведут к системным рискам: существенному росту цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и вынужденному отказу от модернизации нефтеперерабатывающих производств в условиях ограниченного доступа российских компаний к финансированию.

По мнению министра энергетики РФ Александра Новака, из-за введения налогового маневра в 2015 г. рост стоимости бензина составит 10%. В свою очередь, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил ФАС подготовить корректировку экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты на случай возникновения необходимости воздействия на ценообразование.

Пока изменения в налоговом законодательстве не успели существенно повлиять на структуру перевозок. Так, в январе внутренние перевозки нефтепродуктов были выше января 2014 г. на 2%. В перспективе может произойти существенное перераспределение нефтепродуктов с внутреннего рынка на экспортные направления.


Строительные грузы и цемент: текущий низкий уровень объема перевозок сохранится
В январе 2015 г. погрузка строительных грузов на сети РЖД составила 6,5 млн т (-26,1% к январю 2014 г.). Погрузка цемента — 1,4 млн т (-6,7% к январю 2014 г.).
Из-за высокой инерции строительной отрасли ухудшение экономических условий пока не успело в полной мере отразиться на объемах застройки, но инвестиционная обстановка остается довольно напряженной. Так, например, некоторые регионы уже сейчас значительно снизили объемы потребления строительных материалов. Перевозки строительных грузов в Москву и Московскую область сократились на треть. В 2 раза упали поставки в Санкт-Петербург, Ленинградскую и Новосибирскую области, а также в Ханты-Мансийский автономный округ.

По данным Минстроя, в текущем году жилищное строительство может сократиться на 10-15%. Его доля составляет 70% от общего объема строительства зданий в России. Ипотечное кредитование также может снизиться, в два раза — до 800 млрд рублей. Около половины всего жилищного строительства производится именно за счет собственных и заемных средств населения. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения РФ в январе 2015 г. упали на 0,8% по сравнению с январем 2014 г. после снижения на 6,2% в декабре и 3,9% в ноябре.

Из-за девальвации рубля прогнозируется увеличение себестоимости строительства в среднем на 10-20%. Так, выросла стоимость импортных материалов в рублях и металлопроката на внутреннем рынке, последнее привело к удорожанию сэндвич-панелей и других конструкций с использованием металла.

Дополнительную роль может сыграть рост стоимости трудовых ресурсов: трудовые мигранты добиваются либо повышения оплаты труда в долларовом эквиваленте, либо покидают Россию. Альтернативными трудовыми ресурсами являются граждане РФ, стоимость труда которых традиционно выше в 1,5 раза.

Что касается дорожного строительства, то до 2016 г. предполагается введение в строй более 10 тыс. км автомобильных дорог общего пользования. В 2015 г. планируется, в частности, завершение реконструкции больших участков трассы «Сортавала», ввод в эксплуатацию обходов Пятигорска, Нижнего Новгорода, подходов к Мурманску, завершение строительства моста через Енисей в Красноярске. Существует вероятность, что Правительство РФ сократит расходы на строительство и ремонт федеральных дорог на 25%. Тогда, скорее всего, урезанный бюджет не позволит начать работы по новым проектам.

Таким образом, главными драйверами роста перевозок стройматериалов в 2015 г. могут стать строительство спортивных объектов для чемпионата мира по футболу к 2018 г., возведение объектов федерального уровня, развитие транспортной инфраструктуры и реконструкция БАМа. При сохранении текущей экономической ситуации в третьем квартале 2015 г. ожидается обострение кризиса строительной отрасли.

Зерно: экспортная погрузка активно росла перед вводом пошлин
В январе погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД составила 1,6 млн т (+60% к январю 2014 г.). Основным драйвером роста стали экспортные перевозки зерна, которые увеличились почти вдвое по сравнению с прошлым годом. По данным Минсельхоза, объем экспортируемого зерна достиг максимального значения за последние 5 лет.

Из-за введения с 1 февраля пошлин на экспорт зерна в январе производители сосредоточились на поставках пшеницы, перенося экспортные объемы беспошлинных видов зерна на февраль.

В январе многократно увеличился экспорт зерновых в такие страны, как Азербайджан (в 15 раз), Египет (в полтора раза), Саудовская Аравия (в 3 раза), Казахстан (в 6 раз). По-прежнему высокими остались поставки в Израиль и Йемен.

Из-за плохого качества внутреннего урожая Казахстан начал активно импортировать российское зерно. На Казахстан не распространяются экспортные пошлины, и снижение курса рубля к тенге способствует росту экспорта. По итогам сезона, ожидается, что Казахстан может стать крупным импортером зерна из России.

Египетские власти добиваются отмены пошлины для своей страны, так как Россия является для них одним из ключевых поставщиков пшеницы, стратегически важным для обеспечения продовольственной безопасности государства. Однако, российские власти, едва-едва успевшие добиться остановки роста внутренних цен на зерно, пока не намерены идти им навстречу.

В феврале ожидается дальнейший рост перевозок беспошлинных зерновых культур и укрепление экспортного грузопотока в Казахстан.

Минеральные удобрения: перевозки остались на высоком уровне, несмотря на падение экспорта
В январе погрузка минеральных удобрений на сети РЖД достигла уровня прошлого года и составила 4,4 млн т. При этом произошло перераспределение грузопотоков. Экспортные перевозки снизились на 6%, в то время как внутренние — выше уровня прошлого года на 11%.

Экспортные перевозки сократились в Китай (-13,2%), на Украину (-40,0%), в США (-14,5%) и Литву (-23,3%). Причина снижения перевозок в Китай — в создании китайскими компаниями значительных запасов калия. По оценке экспертов, они могут составлять около 4,5 млн т, что затрудняет заключение новых калийных контрактов между Россией и Китаем. Как правило, стоимость калия для Китая является ценовым ориентиром для всего рынка. Поэтому отсутствие сделок с Китаем сказывается и на объемах продаж российских удобрений в другие страны.

В декабре 2014 г. производители минеральных удобрений согласовали размер скидки для российских компаний на уровне 10-15% от минимальной экспортной цены. В январе размер скидки был увеличен до 15-20%. В феврале Минсельхоз РФ и производители удобрений выработали окончательную позицию: для аграриев 49 регионов, признанных неблагоприятными для производства сельхозпродукции, цены на минудобрения будут зафиксированы на уровне января 2015 г., для остальных — на уровне февраля 2015 г. От этих уровней предусматривается скидка в 15-20% в зависимости от состояния АПК региона, его потребности в минудобрениях, позиции производителей, их обеспеченности сырьем и т.д. Такое соглашение позволит поддержать внутренние перевозки минеральных удобрений на стабильном уровне, полагают в НПК ОВК.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 144

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter