Украинский курс

В феврале украинская экономика, и без того находившаяся в кризисном состоянии, столкнулась с новым сильнейшим шоком от обесценения гривны. Национальный банк Украины, отказавшись 5 февраля от искусственного удержания курса на уровне порядка 16,2-16,7 грн. за доллар, запустил процесс стремительной девальвации. Менее чем за месяц курс рухнул до 33,7 грн. за доллар, т. е. вдвое, а на «черном» рынке сделки осуществлялись в конце февраля и более чем по 40 грн. за доллар. Вернувшись к административному регулированию, НБУ смог затем немного укрепить гривну, но экономика страны по-прежнему находится на краю пропасти и в любой момент может сделать широкий шаг вперед.

В принципе, обвал гривны не должен был нанести особенно большого ущерба экспортно ориентированным ведущим украинским корпорациям. Как уже вполне открыто заявляют некоторые «эксперты», падение минимальной зарплаты до $36-43 в месяц, а средней по стране — до $110-150 в месяц в зависимости от курса делает украинские компании более конкурентоспособными на мировом рынке, чем китайские и даже индонезийские с бангладешскими, так что всего через несколько месяцев в страну должен хлынуть настоящий вал инвестиций, привлеченный дешевой местной рабочей силой. Как говорится, веру некоторых жителей Украины в «доброго иностранного инвестора», пронесенную через все 23 с половиной года «незалежности», не способно поколебать ничто и никогда. На самом деле, в 2014 году в Украине упали как иностранные инвестиции, так и внутренние капиталовложения (на 24,1% по сравнению с 2013 годом).

Между тем, падение украинской экономики затрагивает даже экспортно ориентированные предприятия. По данным национальной статистики, экспорт в январе сократился на 23,1% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Причем, в наибольшей степени упали поставки продукции химической промышленности и машиностроения. Очевидно, что в этих отраслях ситуация в обозримом будущем станет только ухудшаться (не считая довольно узкой сферы военной промышленности).

В целом промышленное производство уменьшилось в стране в январе на 21,3% по сравнению с январем 2014 года, а объемы строительных работ упали на 36,7%. В том числе, выплавка стали сократилась на 25,2% и составила, по данным World Steel Association, 1,87 млн. т.

Металлургическая промышленность Украины страдает сегодня от всех тех бед, что и экономика страны в целом. Прежде всего, это очередная активизация боевых действий на Донбассе в первой половине февраля и усиление экономической блокады Новороссии. Из-за прекращения железнодорожного сообщения группа «Метинвест» в начале февраля была вынуждена снова остановить Енакиевский и Макеевский метзаводы и Ясиновский коксохим. В это же время прекратил работу и Донецкий метзавод — крупный поставщик товарного чугуна. Авдеевский КХЗ, опять оказавшийся на линии фронта, несколько раз подвергался обстрелам.

Война сказалась даже на заводах, находящихся вне зоны военных действий. Остановка железнодорожных перевозок привела к появлению дефицита кокса на Днепровском меткомбинате им.Дзержинского и ММК им.Ильича, из-за чего оба предприятия не выполнили производственные планы на февраль. Судя по всему, скорого восстановления прерванных экономических связей не произойдет, так что украинская сталелитейная отрасль, похоже, еще долго будет работать по графику августа-декабря прошлого года.

Помимо финансового и сырьевого кризиса, украинским металлургам и промышленности в целом грозит энергетический. Из-за предельного истощения золотовалютных резервов Украина перешла в конце января на закупку российского природного газа буквально в ежедневном режиме, да и счета за поставки из Европы тоже надо оплачивать. Сегодня в центре внимания украинцев оказались планы правительства по повышению коммунальных тарифов в несколько раз в течение двух лет. Однако стоимость газа для предприятий с 1 марта тоже возросла на 56%, до около $333 за 1 тыс. куб. м без НДС по нынешнему курсу. Очевидно, эти тарифы будут пересматриваться по мере обесценения гривны. Кроме того, у Украины будут увеличиваться расходы на импорт угля и электроэнергии, что также будет покрываться промышленными потребителями. Наконец, большинство промышленных и торговых компаний испытывают большие проблемы с приобретением валюты для импорта, который во многих случаях имеет для страны критический характер, заменить его нечем.

Украинское правительство возлагает буквально все надежды на получение очередного транша от Международного валютного фонда уже в марте. Официальные источники называют различные суммы возможных поступлений, вплоть до $10 млрд., но реального решения пока нет и не известно, когда оно будет принято. Скорее всего, Украина в итоге получит лишь минимально необходимую сумму, чтобы избежать дефолта. В любом случае, реальный сектор экономики ничего из этих денег не увидит.

В то же время, украинский внутренний рынок начал обрушиваться и до обвального падения гривны в феврале. Розничный товарооборот по итогам января составил 65,7 млрд. грн. против 64,8 млрд. в тот же период годичной давности, когда гривна стоила, в среднем, в два раза дороже. Видимое потребление арматуры в январе-феврале упало примерно на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. ММК им.Ильича в феврале приостановил производство оцинкованной стали из-за падения внутреннего спроса, прекращения экспортных поставок в Россию и сложностей с приобретением цинка по импорту.

Спотовые продажи проката в Украине в феврале практически остановились. Трейдерские компании, порой, пересматривали цены каждый день, меняя расчетный курс гривны по отношению к доллару. Не отставали от них и металлурги, несколько раз за месяц устанавливавшие новые котировки для внутренних потребителей. В целом подорожание арматуры составило, по состоянию на конец последней недели февраля, более 80% по сравнению с началом месяца. Стоимость материала А500С со склада в Киеве достигла 17-17,5 тыс. грн. за т с НДС. Горячекатаные рулоны у некоторых дистрибьюторов выросли более чем вдвое — от 9,0-9,2 тыс. до почти 20 тыс. грн. за т с НДС.

Естественно, что в такой нестабильной обстановке новые сделки на внутреннем рынке практически не заключались, поставки осуществлялись, в основном, в рамках действующих соглашений. По словам трейдеров, некоторые потребители были заинтересованы в приобретении проката, но не могли это сделать из-за нехватки оборотных средств. Кредитование украинского реального сектора практически прекратилось еще в середине прошлого года, а невозврат НДС и переплата налогов стали настоящим проклятием для национального бизнеса.

Прогнозы на март сейчас делать не просто. Основные решения, определяющее ближайшее будущее украинской экономики и политики, будут делаться не в Киеве. Доверие к гривне капитально утеряно, и восстановить его с помощью административных мер будет нереально. Скорее всего, Украина опять вернется к режиму множественных курсов, с разницей в десятки процентов между официальным соотношением и «черным» рынком.

Двукратное падение курса гривны в феврале привело также к резкому скачку розничных цен. В наибольшей группе риска оказались импортные лекарства. Некоторые из них подорожали уже в 5-8 раз по сравнению с началом прошлого года. Идет круто вверх и стоимость «продуктового набора», хотя большая его часть представлена украинскими товарами. Большинство жителей страны пока спасают сбережения и продовольственные запасы, накопленные в более благополучные времена. Однако ситуация в стране явно накаляется, ведь положение в экономике продолжает ухудшаться.

Другие аналитические материалы МСС представлены в разделе "Аналитика"

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 324

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter