Будущее решается сегодня. Мировой рынок стали - итоги недели (18-25 января 2014 г.)

На мировом рынке стали продолжается спад. За неполный, да еще и «укороченный» праздниками месяц цены на различные виды проката на основных рынках понизились на $10-30 за т. Однако в экономике темп событий нарастает. На прошлую неделю пришлись такие немаловажные события как начало всемирного форума в Давосе, запуск аналога американской программы количественного смягчения в Евросоюзе и обнародование правительственного антикризисного плана в России. Возможно, процессы, которые начинаются в настоящее время, будут определять ситуацию в российской и мировой экономике и на рынках стали в РФ и в глобальном масштабе на протяжении ближайших нескольких месяцев.

Падение котировок на стальную продукцию происходит, прежде всего, в Китае, причем, под наибольшим давлением находится сортовой прокат. Экспортеры длинномерной продукции сильнее всего пострадали от отмены частичного возврата НДС экспортерам стали, микролегированной бором. Многих потребителей не устраивает замена бора хромом, которую практикуют китайские металлурги, чтобы сохранить льготы. По предварительным оценкам China Securities, только в январе крупные и средние китайские металлургические компании могут сократить объем экспорта, как минимум, на 10%.

В результате предназначенная для внешних поставок продукция перенаправляется на внутренний рынок, усиливая там избыток предложения. При этом, спрос на конструкционную сталь в Китае находится на низкой уровне, как это, собственно, свойственно для середины зимы.

Стоимость китайских заготовок и катанки при экспорте в итоге опустилась до $360-380 за т FOB, причем, этот уровень, судя по всему, еще не является крайней точкой спада. Менее чем за месяц до Нового года по китайскому календарю (19 февраля) некоторые компании, преимущественно, небольшие, устроили «дешевую распродажу», чтобы заработать средства, необходимые для обслуживания займов. На прошлой неделе в цене продолжал падать не только сортовой, но и плоский прокат китайского производства. Котировки на холоднокатаные рулоны рухнули до $490 за т FOB и менее, а горячекатаные рулоны в некоторых сделках вплотную подошли к рубежу $400 за т FOB.

Обвал цен на китайский прокат уже набрал инерцию. Покупатели, как правило, не испытывающие нужды в срочных заказах новых партий стальной продукции, выжидают и ведут успешную игру на понижение. В то же время, металлурги вынуждены уступать все больше и больше. Судя по всему, спад оборвется только в феврале, когда праздники дадут китайским производителям такую нужную для них передышку.

Между тем, перспективы на весну выглядят у китайцев не такими уж и плохими. Падение цен, наконец, заставило некоторые компании снизить объем выпуска. Кроме того, после Нового года в стране, как ожидается, расширится внутренний спрос. В прошлом году темпы роста ВВП Китая составили 7,4%, что представляет собой самый низкий показатель за последние 24 года. В ответ китайские власти приняли некоторые меры, направленные на стимулирование национальной экономики. Их основой стало смягчение кредитной политики банков в промышленном секторе и строительстве и лишь во вторую очередь — запуск новых проектов за счет государственных средств. По данным гонконгского банка HSBC, уже в январе китайские промышленники заявляли об увеличении числа заказов и рассчитывают на рост производства.

В то же время, российское правительство фактически признало свою неспособность противостоять кризису. Как заявил в Давосе первый вице-премьер Игорь Шувалов, ситуация в отечественной экономике будет усугубляться. Ее ждет «жесткая посадка», так что корпорациям надо готовиться к сокращению прибылей, а гражданам — к росту безработицы и снижению реальных доходов.

Между тем, у многих экономистов складывается впечатление, что именно действия и бездействия российских властей превратили непростые, но вполне решаемые проблемы в экономике, вызванные санкциями и падением цен на нефть, в полноценный кризис, который по своим масштабам может превысить провалы 2008-2009 годов. В частности, очень большие вопросы вызывает политика Центрального банка России, который сначала фактически отдал рубль на поругание спекулянтам, допустив более чем 80%-ное обесценение национальной валюты менее чем за семь месяцев, а теперь вдруг начал бороться с порожденной им же самим инфляцией, задрав процентные ставки до убийственно высокого уровня.

При этом, в ЦБ опровергли информацию о возможном снижении ключевой ставки хотя бы до 15% до конца первого квартала, а Игорь Шувалов заявляет, что правительство и дальше будет использовать исключительно рыночные методы, которые уже показали свою полную неадекватность в прошлом году. В то время как Китай и США боролись с кризисом, удешевляя до предела кредиты и закачивая деньги в национальную экономику, а сейчас к этой политике переходит и Евросоюз, российские власти, по словам первого вице-премьера, не собираются требовать у ЦБ дополнительной ликвидности и финансировать какие-либо компании.

Вместо этого правительство обнародовало на прошлой неделе так называемый антикризисный план объемом в 1,36 трлн. руб., что в нынешних условиях примерно эквивалентно аж $21 млрд. К тому же, данные средства еще и предполагается размазать тонким слоем по различным проектам и отраслям, так что реальная экономика, скорее всего, их и не увидит. Для сравнения, анонсированный в последние дни китайский проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Пекин — Москва» предусматривает финансирование в $242 млрд. - приблизительно, в 11,4 раза больше.

Вообще, складывается впечатление, что российское экономическое руководство, проводя ультралиберальную политику в финансовой сфере, где грамотное и решительное государственное вмешательство могло бы еще в прошлом году предотвратить валютный и кредитный кризис, в реальном секторе экономики словно по какому-то злобному колдовству превращается в свирепого дирижиста и регулятора.

Можно, безусловно, спорить о правомерности действий российских металлургических компаний, инициировавших февральское повышение отпускных цен на прокат на 5-20% в стремлении хотя бы приблизить их к постоянно ускользающему долларовому экспортному эквиваленту. Но в правительстве уже заявляют о возможности административного регулирования рыночных котировок, а некоторые потребители стальной продукции даже предлагают использовать такие экзотичные и оригинальные методы как привязка цен на прокат к рыночным ценам на железнодорожные вагоны, установление стоимости цветных металлов на среднем уровне за прошлый год (в рублях) или введение экспортных пошлин на стальную продукцию. Это не пресловутое «ручное управление экономикой», это уже почти советский Госплан, который, тем не менее, как-то уживается в мозгах с ничем не ограниченной свободой для валютных спекулянтов!

Увы, но если экономикой начинает править идеология (в данном случае, рыночная), пиши пропало. Можно сколько угодно говорить о том, что кризис, мол, должен стать отправной точкой для проведения реформ, но кризис уже есть, а реформы нам лишь обещают, и то — только через три года. А ведь между тем, пример донельзя прагматичного отношения к решению экономических проблем нам могут показать не только Китай, но и Штаты, где неизменными являются только два постулата — власть Больших Денег в США и самих США — в мире. Все остальное — не более чем инструменты.

В последние годы американцы зачастую использовали в своей антикризисной политике отнюдь не либеральные меры. Они, в частности, делали ставку на расширение ликвидности (вопреки опасениям, что это может, якобы, вызвать инфляцию), поддержку стратегических отраслей экономики (так, $80 млрд. финансовой помощи было выдано автомобилестроителям) и стимулирование роста бюджетных доходов вместо урезания государственных расходов. Безусловно, сейчас в американской экономике есть немало проблем. Об этом, в частности, свидетельствуют ускорившийся в январе спад на национальном рынке стали, сокращение объемов производства, резкое снижение спроса на трубы. Однако президент США Барак Обама, в недавнем послании Конгрессу описавший состояние национальной экономики в самых превосходных тонах, имел для этого достаточно веские основания.

Падение мировых цен на нефть, в течение прошедшей недели окончательно закрепившихся ниже отметки $50 за баррель, несет определенную угрозу для американской экономики, в которой нефтегазодобывающая отрасль была наиболее быстро растущей в последние годы. Но это компенсируется ростом покупательной способности американцев, получивших возможность экономить на бензине. В то же время, дешевая нефть оказывает все более заметное воздействие на экономику и рынок стали на Ближнем Востоке. Во второй половине января там возобновилось снижение цен на арматуру, что ставит в сложное положение турецких металлургов. Впрочем, они, со своей стороны, добились удешевления заготовок российского и украинского производства, опять провалившихся ниже $400 за т FOB, а также металлолома.

Единственным региональным рынком, где в последнюю неделю росли цены на прокат, стала Европа. Причем, одной из причин этого подъема, составившего до 20 евро за т в секторе плоского проката, стало ослабление евро, упавшего до самого низкого уровня по отношению к доллару с 2003 года. Впрочем, котировки прибавили и в долларовом эквиваленте, так что российские и китайские компании сохранили свои позиции в регионе.

Пока состояние европейской экономики по-прежнему не слишком обнадеживающее. Как признала в Давосе канцлер Ангела Меркель, долговой кризис в регионе еще не преодолен. Но теперь, по крайней мере, в конце туннеля появился свет. Европейский центральный банк (ECB) намеревается до сентября 2016 года выдать региональным коммерческим банкам 1,1 трлн евро посредством выкупа у них неликвидных ценных бумаг, надеясь, что эти средства будут использованы финансовыми учреждениями для расширения потребительского и коммерческого кредитования.

Причем, чтобы «пробить» это решение на общеевропейском уровне, председателю ECB Марио Драги пришлось преодолеть сопротивление Германии, до конца выступавшей за продолжение политики жесткой экономии в кризисных странах юга Европы. Таким образом, из крупных игроков в глобальной экономике к ограничению поступления денег в реальный сектор прибегает в настоящее время, увы, только Россия. Чем это может кончиться, смотри пример Греции.

Судя по всему, неблагоприятные тенденции на мировом рынке проката будут сохраняться, как минимум, до наступления Нового года по китайскому календарю. Но вот возможность повышения котировок весной будет зависеть, прежде всего, от состояния мировой экономики на то время. И здесь решающую роль, очевидно, сыграет эффективность антикризисной политики в конкретных странах. Сейчас примерно одинаково плохо почти всем. Но пройдет несколько месяцев, и одни страны начнут выходить из спада, а другие, наоборот, погрязнут в нем еще глубже.

Очень не хотелось бы, чтобы Россия вошла во вторую группу, но... что делать, если даже в правительстве считают, что дальше будет только хуже?! Они, видать, знают лучше…

Другие аналитические материалы МСС представлены в разделе "Аналитика"

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 301

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter