Грузоперевозки , РЖД | 28 июля 2014 г. | 08:30

РЖД: увеличение тарифов, уменьшение издержек или государственные субсидии

Российским правительством был одобрен план мероприятий по обеспечению безубыточной работы РЖД в следующем году при выполнении инвестиционной программы монополии, по сообщениям источника в одном из профильных министерств.

Но, как он заявляет, решительный баланс между увеличением тарифов, уменьшением издержек и государственными субсидиями определится к ноябрю.

Российским президентом В. Путиным 8 июля было поручено правительству проработать вопрос об индексации с 1 января следующего года грузовых ж/д тарифов на 10%. Размер индексации тарифов является предметом активных споров между чиновниками, монополией и перевозчиками. Главный аргумент в споре — это вклад тарифов в инфляцию, которая ожидается в 2015 г. на уровне 6%. Сроки исполнения поручения президента истекли 22 июля.

По словам собеседника ИТАР-ТАСС в профильном министерстве, был принят план мероприятий, позволяющий обеспечить безубыточность деятельности РЖД. Он также добавил, что конкретные параметры (количество бюджетных субсидий, уровень индексации тарифа и требования по экономии издержек) окончательно определятся во время утверждения финансового плана РЖД, что состоится в ноябре.

Собеседник считает, что индексация тарифов — это лишь одно из целого ряда мероприятий, которые требуется реализовать. Однако источник не решился показать изданию ИТАР-ТАСС документ.

Альтернатива повышению тарифов для РЖД — это сокращение издержек и выделение целевых государственных субсидий.

Клиенты монополии выступают против индексации ж/д тарифов на 10%. Некоммерческим партнерством "Русская сталь", которое объединяет металлургов, было направлено письмо в адрес премьер-министра РФ Д. Медведева. В письме партнерство предостерегает правительство от решений, которые приведут к лишней нагрузке на промышленность, потому что в большинстве случаев альтернатива ж/д перевозкам у них просто отсутствует. Металлургами эта нагрузка была оценена в 20 млрд. руб. Они пожаловались премьеру на добавочные издержки по причине опозданий на железной дороге.

На максимально вероятном снижении транспортных тарифов настаивает Минэкономразвития. Желание сдержать инфляцию — это одно из центральных аргументов в пользу замораживания тарифов естественных монополий в нынешнем году.

Но в соответствии с некоторыми экспертными оценками влияние ж/д тарифов на общий уровень инфляции не очень значительно. Так расчеты ЦСР (Центра стратегических разработок) демонстрируют, что индексация на уровне "инфляция + 3%" послужит причиной повышения индекса потребительских цен лишь на 0,02% ежегодно.

Банком России тоже была дана сдержанная оценка влиянию увеличенной индексации ж/д тарифов на инфляцию. Уже после поручения российского президента глава ЦБ Э. Набиуллина в середине июля оценила общий инфляционный эффект от индексации ж/д тарифов и введения налога с продаж на уровне 1,5%. Причем, по ее словам, налог с продаж гораздо заметнее отразится не на тарифах РЖД, а на инфляции.

ИПЕМ (Институт проблем естественных монополий) в соответствии со своими анализами утверждает, что при индексации тарифов в будущем году на 10% общая индексация за 2014-2015 годы в любом случае окажется меньше инфляции за 2 года.

По мнению ведущего эксперта отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа А. Слободяника, если учитывать заморозку тарифов РЖД в текущем году, то это говорит о том, что индексация тарифов на 10% будет меньше суммарного уровня инфляции за 2014-2015 гг. даже по самым минимальным прогнозам МЭР.

Помимо этого, как он сообщает, цена ресурсов и материалов, требуемых для стабильного функционирования ж/д комплекса, постоянно увеличивается. В 2014 г. тоже наблюдается ее рост, что пропорционально повышает издержки монополии. Эксперт подчеркнул, что данный рост издержек вызван частично повышением стоимости продукции металлургии.

Проблема высокой стоимости грузоперевозок будет обсуждаться в числе других на 2-й Международной конференции "Металлургия и грузоперевозки", которая пройдет 12 ноября 2014 г. в Москве. Конференция организована журналом "Металлоснабжение и сбыт".

Источник: Курс
Просмотров: 109

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter