Головокружение от инноваций
GE сегодня опубликовала результаты третьего ежегодного исследования Global Innovation Barometer («Глобальный инновационный барометр»). Как выяснили аналитики, топ-менеджеры компаний по-прежнему считают инновации одним из своих стратегических приоритетов, однако каждый третий опрошенный руководитель обеспокоен тем, что его бизнес может не сохранить конкурентное преимущество, учитывая высокие темпы развития и уровень глобализации деловой среды на фоне ограниченного количества ресурсов.
Наметившееся «головокружение от инноваций» – беспокойство, связанное с меняющейся динамикой бизнес-ландшафта и сомнения в том, какой путь избрать. Оно побуждает лидеров менять подход к методам достижения роста. При этом многие руководители компаний, похоже, пытаются преодолеть эти сложности, исследуя новые, порой неожиданные возможности инновационного развития.
«С точки зрения подхода к рискам, инноватор должен либо уметь быстро адаптироваться, либо полностью отказаться от каких-либо рискованных ходов, – считает Бет Комсток (Beth Comstock), старший вице-президент и директор по маркетингу компании GE. – Перемены происходят непрерывно, и мы можем наблюдать, как на это реагируют главы компаний: они делают ставку на нетрадиционные подходы к инновациям, стремясь устранить препятствия для роста. GE исследует различные рынки, виды партнерств и бизнес-модели, чтобы найти новые пути удовлетворения потребностей наших клиентов и вооружиться для решения самых сложных мировых задач».
Исследование «Global Innovation Barometer» было инициировано GE и проводилось независимой консалтинговой компанией StrategyOne. Основные цели исследования – определить факторы, которые, по мнению лидеров мировых компаний, способствуют или препятствуют внедрению инноваций, а также проследить, как эти факторы отражаются на стратегиях ведения бизнеса. В этом году GE расширила географию исследования, опросив в 25 странах почти 3 000 руководителей высшего звена, непосредственно задействованных в определении инновационной стратегии и принятии решений в своих компаниях.
Риски, связанные с политикой протекционизма
Многие руководители высказывают противоположные мнения о том, как лучше вести себя в условиях постоянно изменяющейся экономической среды. Стремясь уменьшить риски, с которыми сталкиваются их предприятия и национальная экономика, многие из них призывают обратиться к протекционистским мерам.
71% опрошенных хотят, чтобы местные власти отдавали предпочтение развитию отечественных инноваций. Тем не менее, такой же процент респондентов считает, что правительство должно сделать рынок более открытым для иностранных инноваций и инвестиций. Парадоксально то, что 53% опрошенных высказались за и в том, и в другом случае.
Отвечая на вопрос о том, какая политика будет лучше способствовать развитию инноваций, руководители мексиканских (80%), индийских (56%) и бразильских компаний (50%) чаще других высказались и за открытую, и за закрытую рыночную политику.
«С самого начала мирового финансового кризиса мы были обеспокоены тем, что экономическая нестабильность может ослабить позиции свободной и открытой международной торговли. Данные исследования указывают, что даже представителям высшего руководства крупных компаний порой трудно противостоять соблазну прибегнуть к протекционистским мерам», – отметил Каран Бхатия (Karan Bhatia), вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и старший юрисконсульт компании GE.
Инновации – больше, чем создание нового продукта
В то время как постепенное улучшение качества существующей продукции и разработка инновационных продуктов традиционно являлись основными факторами роста компаний, сегодня все большую роль играют инновационные бизнес-модели, которые становятся одним из главных путей к успеху. Разработка новой бизнес-модели может стать менее рискованным и ресурсоемким методом для более эффективного понимания и взаимодействия с клиентами, чем традиционные подходы, такие как разработка новой продукции.
52% опрошенных считают, что разработка новых бизнес-моделей будет самым эффективным методом улучшения результатов их компании в будущем. По данным последнего опроса, популярность этого метода увеличилась на 6% по сравнению с предыдущими годами.
В то время как в большинстве стран руководители компаний отмечают снижение объема частных инвестиций, в Германии и Великобритании этот показатель наоборот повышается.
Сотрудничество как конкурентное преимущество
Сотрудничество между компаниями становится одним из методов конкуренции и получения прибыли, особенно в развивающихся странах. Тем не менее, несмотря на то, что эффективность партнерских отношений была признана по всему миру, отсутствие действенной защиты интеллектуальной собственности, недоверие и переманивание сотрудников являются барьерами на пути к действию.
87% респондентов уверены, что развитие партнерских отношений и сотрудничества могло бы помочь их фирмам добиться более заметных успехов в сфере инноваций, при этом 68% опрошенных заявили, что уже разработали или улучшили один из своих продуктов в сотрудничестве с другими компаниями. В этой области наиболее опытными оказались Германия, Китай, Бразилия и Швеция.
Основная причина, по которой компании решают сотрудничать с другими игроками – доступ к новым технологиям (79%) и рынкам (79%); что касается сдерживающих факторов, респонденты указали на отсутствие конфиденциальности и методов защиты интеллектуальной собственности (64%), а также на проблемы доверия (47%) и страх потерять ценных сотрудников (45%).
Государство - проводник в мире инноваций
Лидеры компаний по всему миру обеспокоены политическим климатом, который негативно сказывается на инновациях, и призывают политиков обеспечить более стабильный политический курс, чтобы поддержать и ускорить инновационное развитие на внутренних рынках и на международном уровне. Главы компаний рассматривают защиту своих деловых интересов (кадров, знаний, интеллектуальной собственности) и устранение политических барьеров (бюрократии, избыточного регулирования) как ключевые условия успешного развития инноваций.
В большинстве стран, включенных в исследование, компании отмечают ухудшение политического климата. Это в особенности касается Швеции, Израиля, Турции, Саудовской Аравии и Канады. Ощутимое улучшение обстановки демонстрирует Индия (9%).
Среди задач, которым правительства стран должны отдать приоритет, чтобы поддержать инновации, респонденты назвали образование (50%), борьбу с коррупцией (48%) и защиту коммерческой тайны (41%). Это особенно актуально в Мексике и Бразилии.
Соответствие специалиста должности
Опрос показал, что руководители ведущих инновационных компаний по всему миру испытывают насущную потребность в талантливых сотрудниках, а такие черты работника, как умение творчески подходить к решению проблем и развитые технические навыки были названы ключевыми в деле раскрытия инновационного потенциала компании. На сегодняшний день многие обеспокоены уровнем подготовки персонала (образованием) и доступностью талантливых кадров (сюда входят готовность к переезду в другую страну, удержание ценных сотрудников и «охота» за талантливыми кадрами). Компании пытаются подобрать нужного человека на каждую конкретную должность и очертить круг навыков, которые способствуют удовлетворению экономических потребностей завтрашнего дня уже сегодня.
В числе четырёх наиболее приоритетных задач 81% опрошенных назвали необходимость внесения изменений в образовательную систему, чтобы она лучше отвечала потребностям бизнеса. Данные из Южной Кореи разительно выделяются на общем фоне: здесь лишь 47% отметили этот пункт в качестве приоритетного.
По мнению 55% опрошенных (- 6% по сравнению с прошлым годом), университеты и школы дают хорошую образовательную базу будущим лидерам-инноваторам.
Возможностей получить иностранных специалистов в штат становится всё меньше вследствие вводимых ограничений, а это негативным образом сказывается на инновационных способностях компании. Так считает 41% респондентов.
О Глобальном инновационном барометре
Исследование «Global Innovation Barometer» было инициировано GE и проводилось независимой консалтинговой компанией StrategyOne с 22 октября 2012 года до 5 декабря 2012 года. В рамках телефонных интервью было опрошено 3 100 руководителей высшего звена в 25 странах. Все респонденты непосредственно задействованы в инновационных процессах внутри своих компаний, занимают должности вице-президентов и президентов; 28% опрошенных являются руководителями высшего звена. Опрос проводился в следующих странах: Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Великобритания, Германия, Ирландия, Израиль, Индия, Малайзия, Нидерланды, Нигерия, Мексика, ОАЭ, Польша, Россия, Сингапур, США, Турция, Франция, Швеция, Южная Африка, Южная Корея, Япония и Вьетнам.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.