Дальнейшее развитие промышленности потребует от государства более сложных мер
Меры государственной поддержки обрабатывающей промышленности, принятые в России в предыдущие годы, способствовали росту стоимости отгруженной продукции, который за 9 месяцев санкционного 2022 года составил 4,2 трлн руб. (11,9%) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. О мерах, необходимых для дальнейшего развития промышленности, укрепления и стабилизации экономики, в рамках Открытого совместного заседания комиссии РСПП по машиностроению и Национального союза производителей и поставщиков оборудования и инструмента для металлообработки, состоявшегося 30 ноября 2022 г., рассказал генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян.
В своем выступлении он привел результаты анализа ИПЕМ, который показывает, что на 2022 год нормативно-правовая база обрабатывающей промышленности насчитывает 40 мер поддержки, принятых в разные периоды. Эксперт отметил, что зачастую они носят общеотраслевой характер, при этом отсутствует системный подход, приоритезация по отраслям, а точечных мер, направленных на развитие конкретных направлений, недостаточно.
Международный опыт свидетельствует о том, что поддержка промышленности государством эффективна, когда она носит комплексный, системный характер и подчинена единой программной логике, рассказал Юрий Саакян: «К примеру, в США в марте 2020 года был принят крупнейший пакет мер поддержки экономики – 2 трлн долларов. Для сравнения – общий объем мирового рынка обрабатывающей промышленности составляет 16,35 трлн долларов. При этом субсидии подкреплялись нефинансовыми мерами – освобождением от налоговых сборов, налоговыми каникулами и т.д.»
В России меры господдержки, принятые в предыдущие годы, способствовали росту стоимости отгруженной продукции, который за 9 месяцев 2022 года составил 39,4 трлн руб. против 35,2 трлн руб. за аналогичный период 2021 г. (+11,9%). По мнению Саакяна, для дальнейшего укрепления и стабилизации экономики необходимо выработать комплексный подход по поддержке обрабатывающих отраслей экономики: «И в первую очередь такой план должен быть разработан для станкоинструментальной промышленности, поскольку именно она производит средства производства для всех обрабатывающих отраслей. Системный подход к формированию государственной поддержки экономики должен включать нефинансовые инструменты, в том числе налоговое регулирование (например, частичное освобождение от налогов и сборов определенных сегментов экономики)».
Генеральный директор ИПЕМ считает необходимым проработать вопрос упрощения процедуры получения государственной поддержки, смягчения административных условий для предоставления субсидий, в том числе за счёт сокращения пакета документов, необходимого для получения господдержки: «В текущих условиях собрать необходимый пакет документов и достичь целевых показателей, прописанных в нормативно-правовых актах, способны крупные компании с обширным административным ресурсом. В то время как малые и средние предприятия зачастую не претендуют на получение субсидий, так как не уверены, что они смогут в обозначенные сроки собрать необходимые документы без ущерба производственной деятельности».
Завершая выступление, Юрий Саакян отметил, что устранение таких барьеров будет способствовать существенному повышению эффективности государственной поддержки промышленности.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.