Стальная архитектура: как металл становится искусством

Балки, арки, фермы, швеллеры, двутавры… Шершавый язык сортамента металлопроката и СНиПов не кажется приличествующим высокому искусству и подходит, кажется, только для приземлённых вещей, в частности для строительства коровников и автомастерских. Но это совершенно не так. Сегодня такие элементы и блоки не только применяются в зданиях утилитарного назначения, но и служат основой для сложнейших дизайнерских проектов. Например, как это произошло в двух историях, которые связаны одной архитектурной основой — металлическими конструкциями…

История первая. Театральная
Большой театр — один из признанных символов России и одно из старейших сооружений такого рода в мире. Но почти за 250 лет постройка обросла историческими проблемами: пережив несколько пожаров, дотла уничтоживших даже камень, падение бомбы в 1941 году и десятки реконструкций разной степени успешности, к началу XXI века здание оказалось в плачевном состоянии. Перед проектировщиками встала нетривиальная задача: как, не губя исторический конструктив и сохраняя старинную архитектонику, привести театр в соответствие современным требованиям безопасности и комфорта.

По расчётам немецкой компании Kunkel Consulting International GmbH, проектировавшей новую уникальную машинерию Большого театра, общий вес разнообразной техники, которая должна закрепляться на балках перекрытий, составил 1 800 т. Такой нагрузки изношенные стены не выдержали бы.

«Нас потрясло плохое состояние сцены и прилегающих к ней зон, — вспоминал Хорст Кункель, руководитель компании. — Безопасность актёров, технического персонала и зрителей не обеспечивалась должным образом. Из-за неудовлетворительного состояния конструкций здания, а также из-за необходимости учитывать его историческую ценность невозможно было использовать стандартные решения, применяемые в других театрах. Требовалось интегрировать все важные разделы театральной техники в существующее строение. Причём это нужно было делать (по возможности) с наименьшим количеством точек сопряжения оборудования с конструкциями театра».

Результатом стало решение, которое позволило распределить 80 % нагрузок, минуя старинные стены: вес передавался через четыре опоры на вновь сооружаемые фундаменты. Вся конструкция связывалась уникальными ферменными элементами, которые изготовили на обнинском заводе (Калужская область) ГК «Венталл».

«Эти фермы стали самыми массивными за всю историю завода, — говорит Дмитрий Юрьев, коммерческий директор по компонентным продажам ГК «Венталл». — Каждый такой элемент имел длину 32 м и весил 40 т, всего объём металла составил свыше 400 т. Чтобы доставить их в центр Москвы из Обнинска, пришлось разработать целую логистическую операцию — специальный транспорт ехал глубокой ночью с перекрытием дорог. А качество конструкций проверялось трижды — на заводе, южнокорейским генподрядчиком и немецкой компанией, которая занималась обустройством сценического пространства. Точность исполнения требовалась исключительная, подгонка шла с допусками менее 1 мм по всей длине пролётов, и мы сумели её достичь».

История вторая. Спортивная
Как известно, законы спортивной драмы требуют обязательного сбоя в карьере главного героя, который после этого приходит к заслуженной победе. Иногда такое случается не только с атлетами, но и со спортивными сооружениями — об этом свидетельствует история калужского Дворца спорта «Центральный», который открылся в 2021 году. Он был построен в рамках федеральной программы «Спорт — норма жизни» и обошёлся в 4,4 млрд рублей.

Проект уникальный не только по меркам областной столицы: один комплекс, полностью сооружённый из металлоконструкций, объединил несколько функций. В нём расположились ледовая арена, универсальный спортзал, где можно проводить массовые мероприятия, бассейн олимпийского класса с 50-метровыми дорожками и гостиница. И это не считая вспомогательных помещений — раздевалок, тренировочных залов и прочего.

Комплекс выглядит очень красиво: округлые формы, зеркальные стеклянные поверхности, необычно смотрящаяся доминанта — 15-этажное здание спортивной гостиницы. А конструкции для него были изготовлены на калужском предприятии — заводе ГК «Венталл». Не без приключений…

«Один из наших недавних объектов — проект ледового дворца и плавательного бассейна в Калуге, — говорит Евгений Терешенков, руководитель службы проектирования ГК «Венталл». — При работе с ним не обошлось без трудностей. Изначально всё выполнялось по проекту КМ заказчика, но в процессе разработки КМД наши специалисты обнаружили ошибки, которые могли привести к печальным последствиям. Благодаря оперативному перепроектированию удалось довести надёжность конструкций до должного уровня. В итоге новый спорткомплекс стал украшением города. Уникальная по форме и по сложности арочно-ферменная конструкция является одной из самых красивых в Калужской области».

Новое сооружение понравилось губернатору Калужской области. Владислав Шапша, комментируя открытие комплекса, заявил: «Объекта, сравнимого с Дворцом спорта по инфраструктуре, в области нет. И самое главное, чтобы здесь занимались не только те, кто своей профессией выбрал спорт, но и те люди, которые считают здоровый образ жизни правильным. Я уверен, что калужане по достоинству оценят новый спортивный объект. Он станет излюбленным местом для всех нас. С удовольствием буду его сам посещать».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 70

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter