Легкий на подъем

Истории алюминиевой промышленности в стране 90 лет. Отрасль создавалась не только как производство перспективного, хоть и недешевого металла, но и как драйвер новых технологий — тогда это были авиастроение, космос и ВПК. Спустя десятилетия статус алюминия в общем не изменился: он по-прежнему остается металлом инноваций, но уже и для строительства, автопрома, машиностроения и индустрии новых материалов.

16 сентября 1991 года открылись торги на Московской бирже цветных металлов. До распада СССР и «шоковой терапии» в экономике оставалось всего три месяца. Но в этот момент никто не сомневался, что российскую отрасль производства цветных металлов ждет небывалый даже по мировым меркам успех. Накануне распада одним из важнейших источников финансирования дефицита бюджета Советского Союза были кредиты Южной Кореи, но руководство созданного в поздние 1980-е советского концерна «Алюминий» совершенно не беспокоит намерение руководства гасить этот долг поставками алюминия в азиатском направлении — конечно же, всего хватит. Должно хватить алюминия и на экспортные контракты в обмен на пшеницу — они будут заключаться до января 1993 года. Биржа в этот момент берет обязательства: через год она должна контролировать 45% мирового оборота цветных металлов и 20% мирового оборота алюминия.

Кто тогда мог подумать, что уже через несколько месяцев спрос на алюминий внутри страны существенно снизится. И чтобы остаться на плаву, алюминиевые заводы будут вынуждены демпинговать на мировых рынках. Дошло до того, что ЕС в 1993 году даже обсуждал ограничение присутствия российских заводов на своих рынках — квотирование импорта из России будет введено и ЕС, и США через год.

Ключевые потребители алюминия в СССР — ВПК и космос — из-за нехватки финансирования сокращали закупки металла.

К 1994 году потребление алюминия на душу населения в РФ по отношению к 1985 году в РСФСР сократится в 8,5 раза. Производственные цепочки рушатся в какие-то месяцы. Через три года после триумфального старта биржа закроется, в алюминиевой отрасли воцарится хаос.

Конечно, плохо было не везде. Так, Саяногорский алюминиевый завод (САЗ), один из самых современных, всего за три года, с 1994-го по 1997-й, вышел на лидирующие показатели в отрасли, вдвое увеличив производство — им руководил самый молодой гендиректор в отрасли Олег Дерипаска: в 1994 году, на момент назначения, ему было 26 лет. Амбициозных людей на руинах одной из самых сильных отраслей экономики СССР появлялось немало. Но что можно было сделать в алюминиевой промышленности через пять лет самой неожиданной экономической катастрофы? Восстановить Советский Союз, который эту отрасль и создал?

Если в 1991 году никому не приходило в голову, что «пересборка» алюминиевой отрасли России вообще может потребоваться, то в 1997 году ни у кого не было сомнения в том, что она необходима, но мало кто мог поверить в то, что это удастся.

Новости по теме

Между золотом, серебром, кислородом и кремнием
Сейчас только историки могут представить себе, что такое алюминий в момент создания базовых технологий его производства в XIX веке. Алюминий, третий по распространенности на планете металл, был выделен как химический элемент очень поздно — в 1825 году. До 1886 года, когда был открыт способ производства алюминия из глинозема электролизом, этот металл производился химическим способом, себестоимость которого делала его сопоставимым по цене с драгметаллами. В 1885 году Россия стала третьей страной в мире, производившей алюминий — продукция завода в Сергиевом Посаде, алюминий в слитках, была в несколько раз дороже серебра, металл называли «серебром из глины» или просто глинием. Завод проработал несколько лет и был закрыт — алюминий уже тогда был и до сих пор остается металлом, перспективы которого для экономики много выше, чем в текущем положении дел.

Все посвященные понимали, что светлый, легкий, прочный и пластичный серебристый металл — это будущее. Вопрос был только в том, как это будущее реализовать — третий по распространенности химический элемент Земли после кислорода и кремния, металл, который есть, по сути, везде, оказался дьявольски требовательным к затратам энергии, которые нужно произвести, чтобы выделить его в чистом виде.

После изобретения процесса электролиза на вопрос «где взять алюминий в промышленных объемах» ответ состоял из двух частей. Первое: нужны электростанции — чем более мощные и эффективные, тем лучше. В это время основные производственные мощности промышленности расположены были в США и Европе — там же, где и электростанции. Второе: нужен доступ к месторождениям бокситов. Впрочем, Австралия, один из лидеров по запасам бокситов в мире, производством алюминия не занималась довольно долго — до освоения угольных запасов как источника энергии. Забежим вперед: в конце XX века на угольной базе будет создана алюминиевая промышленность КНР и на газовой — на Ближнем Востоке. Но сейчас ситуация вновь меняется: климатическая повестка требует от источников энергии быть чистыми, поэтому Россия с ее ГЭС подходят как центр производства «зеленого» алюминия лучше, чем Китай, Ближний Восток и Австралия.

Читать далее на сайте Коммерсанта

Источник: Коммерсант
Просмотров: 92

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter