Норникель развернулся на восток: компания меняет маршруты экспорта палладия

Производители автомобильных катализаторов опасаются дефицита палладия в этом году из-за того, что ГМК «Норильский никель» из-за логистических ограничений не сможет поставить на рынок запланированный объем производства. Хотя компания не находится под санкциями, российский палладий лишен на западных рынках статуса good delivery, что может привести к изменению маршрутов поставок в пользу Азии. ЮАР, другой ключевой игрок на рынке палладия, в этом году сократит производство на 6% из-за технологических проблем. По мнению экспертов, дефицит на рынке может составить 0,1–0,2 млн унций.

Крупнейший мировой производитель палладия «Норникель» сейчас экспортирует металл через хабы на востоке, однако может оказаться не способен поставить весь объем производства на мировой рынок, говорится в обзоре крупного мирового производителя автокатализаторов Johnson Matthey. Там отмечается, что закрытие авиасообщения между Россией и западными странами заставляет «Норникель» перенаправлять металл на другие рынки. В «Норникеле» “Ъ” заявили, что выполняют все обязательства перед своими клиентами.

Россия занимает 40% на мировом рынке палладия, который используется в основном в каталитических нейтрализаторах в двигателях внутреннего сгорания.

До последнего времени на Европу и США приходилось более двух третей поставок палладия «Норникеля». Но исключение аффинажных заводов РФ из листинга Лондонской ассоциации металлов платиновой группы (LPPM) с 8 апреля может привести к перенаправлению экспорта в другие пункты назначения, возможно, со скидкой, говорится в обзоре.

Для заключения новых контрактов потребуется время. В марте президент «Норникеля» Владимир Потанин говорил РБК, что компания прорабатывает сценарии переориентации поставок из ЕС и США в Китай, но рассчитывает, что до этого не дойдет. Цены на палладий на Comex в начале марта поднимались до исторического максимума в $3,289 тыс. за унцию на опасениях перебоев поставок из РФ, но затем откатились ниже $2 тыс.

Новости по теме

Агентство Bloomberg 28 февраля сообщало, что поставки палладия столкнулись с перебоями из-за широко распространенных запретов на полеты, что вынудило «Норникель» искать альтернативные способы экспорта драгоценного металла.

По итогам 2021 года «Норникель» произвел 2,6 млн тройских унций палладия, что на 7% меньше 2020 года. Выручка компании от продажи палладия составляла $6,6 млрд, что составляет 39% от всей выручки. «Норникель» прогнозирует произвести в 2022 году 2,4–2,7 млн унций палладия.

Johnson Matthey опасается, что сбалансированный рынок 2021 года в этом году сменится дефицитом.

Причиной этого станут риски перебоев поставок из России и сокращение производства в ЮАР, где оно упадет на 6% из-за исчерпания запасов и простоев из-за ремонтов на перерабатывающих мощностях.

В 2022 году дефицит палладия может составить 0,1–0,2 млн унций против 0,2 млн унций в 2021 году, если не возникнет перебоев с поставками из России, полагают в «Атоне». Аналитики считают, что для производителей и потребителей комфортным является текущий уровень цен в $2 тыс. за унцию. Скачок цен до $3 тыс. заставляет потребителей стимулировать усилия по замещению металла.

В долгосрочной перспективе спрос на палладий будет поддерживаться ужесточением норм, регламентирующих объемы выбросов CO2 в автопроме, а также общим ростом мировых продаж автомобилей. Риск замещения палладия платиной нивелируется перспективами постепенного замещения более дорогого родия палладием, считают в «Атоне». Однако, добавляют аналитики, негативным фактором для спроса на палладий может стать активная электрификация автопрома.

Источник: Коммерсант
Просмотров: 238

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter