Неустойчивый мир нержавеющей стали

Прошедший год на мировом рынке нержавеющей стали выдался необычным. Китай, традиционный лидер в отрасли, во II полугодии резко сократил выпуск и объем потребления, хотя в итоге остался в плюсе. Спрос на нержавеющую продукцию в западных странах, наоборот, подскочил, что привело к дефициту и подъему цен.

Однако текущий год обещает быть еще более странным и волатильным. Украинский кризис запустил на рынке нержавеющей стали новые процессы, которые могут иметь долгосрочные последствия.

На протяжении последних нескольких лет мировой рынок нержавеющей стали все больше смещался в сторону Азии. В 2019 г. на долю этого региона впервые пришлось свыше 80% производства нержавейки в мире, а в 2020 г. более 64% глобального выпуска обеспечили всего две страны — Китай и Индонезия.

Разработанная в конце нулевых годов технология производства нержавеющей стали наиболее распространенной 300-й серии с помощью никельсодержащего чугуна (NPI), который получали напрямую из низкокачественной никелевой руды, произвела переворот в отрасли. Таким образом можно было получать вполне качественный продукт с куда меньшей себестоимостью, чем при использовании традиционного рафинированного никеля.

По данным International Stainless Steel Forum (ISSF), в 2021 г. мировое производство нержавеющей стали достигло нового рекордного значения — 56,3 млн т, что на 10,6% превысило показатель предыдущего года. Темпы роста стали наивысшими с 2010 г., что заслуживает внимания несмотря на эффект низкой базы.

Cамый большой вклад в рост мирового производства нержавеющей стали внесла Индонезия. Правительство этой страны во второй половине прошлого десятилетия сделало решительный шаг прочь от ресурсной экономики к производящей. Оно ограничило, а затем полностью запретило экспорт никелевой руды, заставив китайские компании, нуждающиеся в этом сырье, строить мощности по ее переработке в самой Индонезии.

А вот Китай вдруг забуксовал. Согласно оценкам China’s Special Steel Enterprises Association, в 2021 г. производство нержавеющей стали там увеличилось всего на 1,6% по сравнению с предыдущим годом — до 30,63 млн т. Это самый низкий с 2015 г. показатель. Экспорт вырос на 30,6% — до 4,46 млн т, но и импорт, преимущественно из Индонезии, прибавил 62,2%, достигнув около 2,9 млн т. Видимое потребление возросло лишь на 1,9% — примерно до 26 млн т.

Согласно расчетам британской компании MEPS, в текущем году глобальная выплавка нержавеющей стали дойдет до 58 млн т, что на 3% превысит результат 2021 г. Однако отрасль, очевидно, столкнется с новыми острыми проблемами — с рекордным ростом цен на энергию и энергоносители, а также с дефицитом и дороговизной сырьевых ресурсов.

Полную версию статьи читайте в свежем номере журнала «Металлоснабжение и сбыт».

Эти и другие вопросы нынешнего функционирования рынка нержавеющих сталей и проката будут обсуждаться на конференции "Нержавеющая сталь и российский рынок" (Москва, 21-22 апреля). Программа конференции, список участников, заявка на участие

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 172

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter