Рынок жилья поддержат и спросом, и предложением
Новый блок мер поддержки строительства, представленный вчера президенту, предполагает нерегуляторные меры воздействия на рынок жилья для удержания прошлогодних темпов ввода (92,6 млн кв. м) за счет стимулирования спроса и предложения. Поддержка спроса на жилье, как следовало из выступления вице-премьера Марата Хуснуллина, по-прежнему будет обеспечиваться за счет льготных программ ипотечного кредитования. В 2021 году, напомнил чиновник, было выдано 1,9 млн ипотечных кредитов на 5,7 трлн руб. (средняя ставка составила 5,7%), в целом же ипотечный портфель оценивается в 13 трлн руб. (11% ВВП). Как сообщил вице-премьер, три льготные программы сохранятся в неизменном виде: сельская ипотека под 3% годовых, дальневосточная под 2% и семейная под 6%. Изменения затронут только программу льготной ипотеки для покупки жилья в новостройках — с текущих 7% ставка по ним с 1 апреля будет увеличена до 12%. Одновременно увеличивается и кредитный лимит — если сейчас для всех регионов он составляет 3 млн руб., то теперь для Москвы, Мособласти, Санкт-Петербурга и Ленобласти его поднимут до 12 млн руб., а в остальных субъектах РФ — до 6 млн руб. Такие же лимиты были зафиксированы на старте программы — и затем снижены при ее продлении в середине 2021 года, что сократило интерес к этому продукту. Сроки программы пока не продлеваются — она по-прежнему действует до 1 июля. «Будем смотреть, как эта программа заработает, и при необходимости корректировать»,— отметил Марат Хуснуллин.
После резкого повышения ключевой ставки ЦБ 28 февраля с 9,5% до 20% годовых банки фиксировали новый скачок спроса на льготные программы. Наибольший интерес, как и прежде, граждане проявляли к семейной ипотеке, а после нее — к ипотеке на новостройки. Теперь эксперты ожидают сокращения спроса на ипотеку на новостройки в пользу неизменных льготных программ (см. «Ъ-Online»).
Для стимулирования предложения правительство предлагает прямо поддержать застройщиков субсидированием ставок по кредитам — для проектов с низким объемом наполнения будет компенсироваться до 15% при текущей стоимости заемных средств в 23–30% годовых, что позволит стройкам привлечь 600 млрд руб. Примерно в такую же сумму сейчас оценивается разрыв между объемами аккумулированных на эскроу-счетах средств (3,2 трлн руб.) и объемами проектного финансирования (2,6 трлн руб.) — по «более эффективному» использованию этой разницы правительство совместно с ЦБ пока готовит предложения. Речь, видимо, идет о возможности поэтапного раскрытия эскроу-счетов — «антикризисным» законом правительству дано право вводить такую меру (сейчас девелоперы получают их только после завершения проекта). Как отмечал ранее замглавы Минстроя Никита Стасишин, вопрос прорабатывается, но говорить о параметрах раскрытия пока рано.
Отдельный блок мер касается госстроек — в основном он предусматривает стабилизацию финансового положения подрядчиков. Как сообщалось ранее, речь здесь идет о введении обязательного авансирования в 50–80% от цены госконтрактов (для капремонта — от 30%; см. “Ъ” от 16 марта). По словам Марата Хуснуллина, постановление будет выпущено правительством в ближайшие дни. Вчера же Белый дом сообщил о продлении возможности увеличения цен госконтрактов стоимостью от 1 млн руб. (максимум на 30%) из-за удорожания стройматериалов — мера была рассчитана до конца 2021 года, но продлена на год.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.