автомобилестроение | 09 марта 2022 г. | 12:07

Что ждет автомобильный рынок России?

В 2021 г. было продано 1 511 тыс. новых легковых автомобилей (без LCV), из них 114 тыс -китайские автомобили или 7,5%. Рост продаж китайских автомобилей в 2021 году составил рекордные 104%, в то время как весь рынок легковых автомобилей вырос всего на 4%. Большая часть продаваемых в России китайских автомобилей – импортированные, рассказала Татьяна Арабаджи, директор НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)

Китайские автопроизводители не страдают от нехватки компонентов, в том числе полупроводников, поэтому дефицита китайских автомобилей в 2021 г. не было.

В текущем году, когда из-за прекращения поставок неона, в производстве которого участвовала Россия и Украина, прекращения поставок других газов, редкоземельных металлов, субкомпонентов из России, Украины, европейские, американские, японские автопроизводители столкнутся с дефицитом полупроводников и других компонентов. Например, концерн Фольксваген был вынужден приостановить производство на европейских площадках из-за остановки поставок электрокабелей из Украины.

Китай самостоятельно производит значительное количество компонентов, а также имеет надежные каналы поставок сырья, элементов, необходимых для производства компонентной базы. Следовательно, в текущем году китайские автопроизводители смогут увеличить поставки автомобилей на российский рынок.

Доля российских брендов (Lada, UAZ) на рынке легковых автомобилей в 2021 г. составила меньше четверти – 23,3%. Всего было продано 351,8 тыс. новых легковых автомобилей российских брендов (без LCV). Рост продаж российских брендов составил всего 5%. Несмотря на высокий уровень локализации российских автомобилей, отечественные производители зависят от поставок компонентов, материалов из-за рубежа. Так, например, АвтоВАЗ объявил о том, что в марте приостанавливает пока на несколько дней производство автомобилей из-за проблем с поставками компонентов. Кроме того, снижение курса рубля, приводит к росту стоимости импортируемых компонентов, материалов, что приводит к очередному повышению цен на российские автомобили, которые традиционно находятся в бюджетном сегменте. Для их потребителей такое повышение цен может оказаться критическим, особенно вкупе с существенным ростом ставок по кредитам.

На долю иностранных некитайских автомобилей в 2021 г. пришлось 69,2% рынка новых автомобилей, продажи этих автомобилей составили 1 045,2 тыс.

Сейчас многие иностранные автопроизводители приостанавливают поставки и производство легковых автомобилей в Россию из-за санкций, из-за разрыва цепочки поставок.

В прошлом году на долю корейских брендов пришлось 23,7%, было продано 357,8 тыс. корейских легковых автомобилей, корейцы обогнали российских производителей. В текущем году корейские автопроизводители объявили о том, что санкции не скажутся на производстве и поставке автомобилей, но пока не понятно, не возникнут ли перебои с поставками компонентов для производственных площадок в России или для импортируемых в Россию корейских автомобилей.

Тем не менее, выведение автомобилей из списка санкционных товаров, запуск в 2022 г. в Корее завода по производству неона, который необходим для выпуска полупроводников, будут способствовать успеху корейских автомобилей на российском рынке в 2022 г. В премиальном сегменте может увеличиться доля GENESIS из-за проблем с поставками европейских, возможно японских премиальных автомобилей.

Возможно, часть японских производителей смогут продолжить работу на территории России. Их доля в 2021 г. составила 15,7%, объем продаж в 2021 г. только легковых автомобилей – 237,9 тысяч. Продажи японских автомобилей в России в 2021 г. немного снизились (на 5%) по сравнению с 2020 г. из-за проблем с поставками комплектующих, ухода DATSUN.

Европейские автомобили в 2021 г. заняли долю 28,3%, было продано 426,9 тыс. автомобилей, продажи снизились на 3%.

Если в текущем году существенно сократятся поставки европейских, японских автомобилей, то их место в массовом сегменте займут китайские, корейские, российские автомобили. Но крупнейший российский производитель АвтоВАЗ также может в текущем году сократить производство из-за проблем с комплектующими. АвтоВАЗ уже был вынужден остановить производство 5,9,10,11 марта. Процесс замены поставщиков – не быстрый, одобрение нового поставщика занимает не менее года.

Автомобильный рынок в текущем году столкнется со множеством проблем:

  • остановка производства и поставок автомобилей ряда брендов по политическим мотивам
  • приостановка поставок автомобилей в Россию из-за логистических проблем
  • приостановка производства автомобилей из-за нехватки компонентов
  • рост цен на новые автомобили существенными темпами
  • рост цен на подержанные автомобили
  • нежелание части автовладельцев продавать подержанный автомобиль, так как непонятно, чем его можно будет заменить. Так в январе 2022 г. продажи подержанных автомобилей в России сократились на 8,1% по сравнению с январем прошлого года.
  • повышение ставок по автокредитам. После того как ключевая ставка выросла до 20%, были отменены ограничения на предельную стоимость кредита (ПСК), средние ставки по автокредиту поднялись до 25-30%.
  • повышение ставок по автомобильному лизингу
  • проблема с поставками оригинальных запасных частей в первую очередь для европейских, японских автомобилей из-за санкций, логистических проблем
  • существенный рост цен на оригинальные и неоригинальные запасные части
  • существенный рост стоимости нормо-часа у официальных дилеров, и как следствие отток клиент к «неофициалам»
  • проблемы у автостраховщиков, связанные с дефицитом запасных частей, ростом стоимости запасных частей и ремонтных работ.

Ключевыми же вопросами, от которых зависит объем рынка новых автомобилей в 2022 г, остаются следующие:

  • как долго курс доллара будет фиксироваться на отметке не ниже 100 руб. за доллар.
  • как сильно вырастет безработица вследствие закрытия, сокращения бизнеса, производства в ряде сегментов
  • что будет происходить со вкладами населения
  • как сильно упадут доходы домохозяйств.

В критическом случае рынок в текущем году может сократиться до 900 тыс. – 1 млн. новых легковых автомобилей, значительная часть из которых будет автомобилями российских, корейских, китайских брендов.

Источник: НАПИ
Просмотров: 277

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter