Рынок металлопроката - дефицит Шредингера?

Эксперты ТПК "УралСибМет" в очередном обзоре рынка задались вопросами: Какие законы экономики работают в российском бизнесе? Спрос рождает предложение или предложение рождает спрос? Как сильно изменение цены на товар влияет на его спрос? Любой экономический кризис ставит под сомнение устоявшиеся правила, действующие на том или ином рынке товаров, а порой кризис способен изменить саму парадигму.

Затянувшиеся процессы небывалого роста цен на металлургическом рынке заставляют задуматься многих: «А что, собственно, происходит?». Такой вопрос от своих клиентов в последнее полугодие специалисты компании слышат практически каждый день.

"Мы уже привыкли, что в стране, где большая часть территории покрыта лесами, «невозможно» купить пиломатериалы. Леса вырубаются, а брус «не купить». Сегодня та же ситуация происходит с металлопрокатом. Залежей руды в стране много, добыча идет, заводы работают, а металлопроката не хватает. Получается какой-то «дефицит Шредингера»* – он одновременно существует и не существует.

Из теории экономики мы знаем, что, во-первых, увеличение спроса, приводит к росту цен, а, во-вторых, рост цен приводит к снижению спроса. Сегодня мы с вами можем наблюдать насколько эластичен, а точнее неэластичен спрос на металлопрокат. Цена растёт, и спрос на российском рынке тоже растет. Неужели, такая цена - это наша новая реальность?

На данный момент спрос на металл на мировом и внутреннем рынке превышает предложение. Этот товар является важнейшим строительным материалом и не имеет субститутов, поэтому потребители готовы, а точнее вынуждены приобретать его по все более и более высоким ценам. «Снижения не будет!» - так говорят многие специалисты отрасли. Рекордные отметки за стоимость одной тонны готового проката фиксируются то тут, то там на просторах мирового сталелитейного рынка. Рост в 10 000 рублей в месяц за тонну арматуры уже никого не удивляет. Участники рынка привыкают видеть в этом стабильность, и адаптируются к новым для отрасли правилам работы.

Хотелось бы радоваться и воспринимать сложившуюся ситуацию с положительной стороны. Бизнес российский закалён, готов быстро меняться. Наша страна готова реагировать на инфляцию в 5%. Счастье входит в каждый вновь построенный дом, ведь ипотека доступна. Денег в экономике достаточно. Нефть в цене растёт. Трубы несут по себе жизненную энергию страны, в виде несгораемого фонда. Железные Дороги распределяют товар по России, СНГ, дальнему зарубежью. Казалось бы, процветание не заставит долго ждать.

Но есть несколько «но». Во-первых, есть социальные проекты, где не пересмотрены сметные стоимости; где строить надо, а финансирование по актам приемки выполненных работ; где есть возможность брать металлопрокат по специальным ценам напрямую с металлургических комбинатов, но нет четкого понимания замкнутости цепочки сделки... Как быть строительным организациям, попавшим в такие ситуации? Тем, кто выиграл строительство объектов до пандемии или в момент ее разгара, до роста цен? Во-вторых, в секторе жилищного строительства, рост цен на строительные материалы только начинает доходить до конечного потребителя. Будут ли люди готовы приобретать жилье даже при низкой ипотеке, но на 30% дороже чем в прошлом году? Смогут ли банки взять на себя риски и выдавать кредиты под процентную ставку ниже уровня инфляции на значительные суммы, при учете продолжающегося снижения доходов населения? Есть реальные опасения, что строительный рынок, может серьезно замедлить темпы роста, отмечаемые в предыдущие годы.

По данным статистики, за период 2020-2021 гг., в Америке закрылось 40% малого и среднего бизнеса. В России официальная статистика схожа. Но, спасение утопающего в руках самого утопающего, гласит известная поговорка. Что сделать, чтоб не потерять свой бизнес? Разум бизнесмена должен стать острее, закалённее, выдержаннее, взвешеннее. Должны прийти новые инструменты на смену старым. Собственники бизнеса должны понять, что действовать необходимо более четко и эффективно. Коллектив внутри организации должен стать более гибким, выходить за рамки должностных инструкций, идти на встречу клиенту, быть внимательным, чутким, инициативным, улавливать новые тренды, в целом, быть проактивным. И, возможно, тогда будет всем счастье.

Кризисы неизбежно ведут к преобразованиям и кого-то они заставляют преодолевать препятствия, а других сходить с дистанции. Глобальные кризисы приводят к глобальным изменениям. Выживает проворный и желающий жить, сильнейший. Новая реальность готовит нам экзамен на прочность. Всем, и ни пуха, и ни пера!", - отметил коммерческий директор ТПК "УралСибМет" Максим Жаркой.

*отсылка к Коту Шрёдингера — мысленный эксперимент, предложенный одним из создателей квантовой механики Эрвином Шрёдингером в 1935 году при обсуждении физического смысла волновой функции. В ходе эксперимента возникает суперпозиция живого и мёртвого кота, что выглядит абсурдно с точки зрения здравого смысла.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 1897

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter