Экономическая зараза

Цены на листовой прокат на мировом рынке, что называется, пошли во все тяжкие. К концу марта - середине апреля стоимость горячекатаного проката в различных регионах превысила показатели середины прошлого года в 1,5-2,75 раза, и это еще, очевидно, не конец повышения.

В России выдвигались предложения о доведении отпускных котировок меткомбинатов на эту продукцию до беспрецедентных 87-88 тыс. руб за т с НДС по майским контрактам. Ценовые перекосы приносят отечественной экономике серьезный ущерб, но можно ли с этим что-то поделать?

Нет особой нужды повторять, что взлет цен на прокат в России был вызван тремя причинами. Во-первых, это рекордный с лета 2008 г. подъем цен на мировом рынке. Во-вторых, удешевление рубля, потерявшего за прошлый год порядка 20% своей стоимости. И, в-третьих, это стремление российских металлургических компаний к приравниванию внутренних котировок на стальную продукцию к экспортным.

Взлет цен за рубежом обусловлен, прежде всего, совершенной ненормальностью экономической модели, сложившейся в условиях коронавируса. Правительства многих стран мира, борясь с последствиями карантинов и локдаунов, которые уже пошли на второй год, забрасывают свои экономики деньгами в беспрецедентных масштабах.

Постоянное увеличение стоимости стальной продукции приносит свои проблемы. Металлотрейдерам и конечным потребителям нужно дополнительное финансирование на закупку конкретно подорожавшего проката. Но банки не дают им этих денег, отказываясь расширять кредитные линии.

Это приводит к тому, что некоторым компаниям приходится ограничивать приобретение стальной продукции, снижая загрузку своих мощностей, или вовсе уходить с рынка. Подобные трудности испытывают европейские, американские, китайские и, безусловно, российские компании.

Предпринятая в конце прошлого года попытка ограничения цен на арматуру была, во-первых, направлена не на металлургов, которые и были основными виновниками подорожания, а на трейдеров. А во-вторых, она продемонстрировала, что рыночными методами решить проблему выборочной дороговизны невозможно.

В то же время, практика показала, что опустить внутренние цены, не дав им сравняться с завышенными мировыми, можно с помощью мер экспортного контроля. Так, еще в 2018 г. российское правительство смогло обуздать подъем цен на бензин, причиной которого стал тот же рост экспортного паритета. Уже в 2021 г. был разработан механизм, призванный сдерживать экспорт зерна и его стоимость на российском рынке.

Однако тут возникает естественный вопрос: а надо ли городить весь этот огород, если цены на стальную продукцию могут снизиться и в ходе обычной рыночной эволюции. В конце концов, после подъемов рано или поздно всегда приходят спады.

Тем не менее, закладываться на быстрое возвращение цен на листовой прокат, скажем, на уровень докризисного 2019 г., пожалуй, не стоит. Во всяком случае, по данным Platts, фьючерсные котировки на Чикагской товарной бирже показывают уменьшение стоимости горячекатаного проката в США до около $1000 за метрическую т лишь в первом квартале 2022 г. А как оно пойдет в реальности, вообще сложно сказать.

Нынешняя ситуация уникальная, поэтому к ней неприменим прежний опыт. Будущее создается сразу, здесь и сейчас, в режиме реального времени и без черновиков. И не исключено, что положение России в ближайшие месяцы будет зависеть от ее способности справиться не только с эпидемией коронавируса, но и с более опасной экономической заразой, что тоже пришла к нам извне.

Полностью статью читайте в свежем номере журнала «Металлоснабжение и сбыт».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 1426

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter