Импорт неприятностей. Российский и мировой рынок стали: 21-28 марта 2021 г.

Прошедшая неделя выдалась очень турбулентной. Она началась с визита Сергея Лаврова в Китай, продолжилась обменом санкциями между Китаем и западными странами и дошла до кульминации при посадке на мель поперек Суэцкого канала застрявшего контейнеровоза.

На мировом рынке стали между тем возникают и растут разрывы. Цены на листовой прокат изменяются совсем в другом ключе, чем на сортовой. В западных странах, Китае и остальном мире наблюдаются совершенно различные тенденции, ведущие к не соответствующим друг другу результатам.

На Западе продолжается взлет цен на листовую продукцию. В Евросоюзе базовые котировки на горячекатаный прокат превысили 800 евро за т EXW, достигнув очередного наивысшего значения с 2008 г., а ArcelorMittal объявила об их повышении до 900 евро за т. В США некоторые компании выставляют предложения из расчета более $1500 за т.

Видимая часть этого айсберга заключается в том, что местные компании по-прежнему не в состоянии полностью удовлетворить внутренний спрос, а импорт ограничивается. Ситуация осложняется тем, что загрузка мощностей европейских и американских металлургов достигла максимально возможного в нынешних обстоятельствах уровня, из-за чего избыточный, разогревающий рынок спрос переходит из месяца в месяц.

В частности, складские запасы в германских сервисных металлоцентрах с конца прошлого года находятся на минимальной отметке за последние три десятилетия и никак не могут возрасти. Более того, по данным Platts, в феврале резервы даже немного сократились, поскольку потребительский спрос превышает поступления металла от производителей. Поэтому трейдеры ставят объемы выше цен и готовы заключать контракты за любые деньги. Между тем, книги заказов металлургических предприятий и так заполнены на три-пять месяцев вперед.

Постоянное увеличение стоимости стальной продукции приносит свои проблемы. Металлотрейдерам и конечным потребителям нужно дополнительное финансирование на закупку конкретно подорожавшего проката. Но банки не дают им этих денег, отказываясь расширять кредитные линии. Это приводит к тому, что некоторым компаниям приходится ограничивать приобретение стальной продукции, снижая загрузку своих мощностей, или вовсе уходить с рынка.

Данная проблема в последнее время приобретает все большую остроту в России. Но то же самое происходит в Европе, США и Китае. Предыдущий абзац — это, вообще-то, цитата из недавней статьи в Platts с небольшим дополнением из материала китайской Mysteel. В связи с этим возникает резонный вопрос: а как долго рынок сможет выдержать эту бешеную раскрутку?

На представительной конференции 2021 International Iron Ore Market Seminar в китайском городе Циндао интересную мысль высказал заместитель генерального секретаря китайской металлургической ассоциации CISA Ван Йиншэн (Wang Yingsheng). По его словам, второй квартал будет очень «горячим» с точки зрения спроса. В Китае его будут формировать, в первую очередь, строительство, где реализуются запущенные в прошлом году в рамках постковидного стимулирования проекты, а во вторую, промышленность, доверху загруженная экспортными заказами на бытовую технику и другие потребительские товары для американских и европейских покупателей.

Однако во втором полугодии, как считает китайский эксперт, ситуация поменяется. Правительство КНР снова ужесточает ограничения на коммерческую покупку недвижимости. В первые два месяца 2021 г. количество новых строек сократилось на 9,4% по сравнению с тем же периодом докризисного 2019 г. А реализация инфраструктурных проектов может сильно замедлиться из-за превышения бюджетов. Стальная продукция в Китае вообще-то сейчас стоит на 35-45% дороже, чем в начале 2020 г. когда о коронавирусе знали только узкие специалисты. Конечно, это не сравнить с Европой и даже Россией, но и подъем цен на прокат более чем на треть плохо укладывается в сметы.

Кроме того, Ван Йиншэн считает, что во второй половине 2021 г. спрос на китайские товары за рубежом упадет вследствие насыщения рынка. А в самой КНР подорожание проката, цветных металлов, пластиков и других ресурсов пройдет по всей производственной цепочке вплоть до готовой продукции и вызовет сужение платежеспособного спроса и на нее.

В западных странах в середине года возможна отмена локдаунов, что должно привести к уменьшению потребления товаров в пользу возрождающейся сферы услуг. Так же не исключено, что будет снижен уровень финансовой поддержки населения. Впрочем, там ситуация очень неоднозначная.

Американский президент Джо Байден 31 марта планирует объявить в Питтсбурге (в этом городе он официально начинал свою президентскую кампанию) о запуске грандиозной программы «Build Back Better» (кто сказал: «Make America Great Again»?!) с бюджетом в $4 трлн. Часть этих средств планируется направить на социальные нужны — строительство детских учреждений, больниц, школ и т. д., а часть — на автострады, мосты и прочую инфраструктуру, а также на «обезуглероживание» американской экономики. В качестве источника финансирования предлагается использовать повышение налогов на богатых, но, очевидно, основную роль будет играть старый добрый печатный станок.

В принципе, США могут себе это позволить. Они занимают уникальное место в системе мирового разделения труда, производя доллары — универсальный стоимостной эквивалент. А так как деньги постоянно вымываются из обращения, скапливаясь в банковских активах и на фондовом рынке, то Штаты, по большому счету, еще и делают доброе дело, создавая из ничего какой-никакой потребительский спрос.

Проблема здесь заключается в том, что четыре триллиона долларов — это чертова прорва денег, большую часть которых предполагается потратить на покупку реальных ресурсов — цемента, металлопроката, цветмета, кремния для солнечных панелей, никеля, лития и кобальта для электромобильных аккумуляторов и прочего, и прочего. О том, что бывает, когда реальный спрос категорически и безнадежно превышает предложение, мы как раз видели в тех же США в последние месяцы на примере листового проката.

Конечно, не факт, что американцы смогут реально запустить и реализовать эту программу, в частности, у них возникнут суровые проблемы с кадровыми ресурсами. Но одно только объявление о ней, поданное СМИ в нужном ключе, может сильно взбудоражить рынки. В частности, вызвав еще один скачок цен на ресурсы и, возможно, укрепление доллара.

Для российской экономики новая американская инициатива сулит новые большие проблемы с удорожанием ресурсов и подъемом экспортного паритета. Не исключено, что снова задрожит в коленках рубль. К тому же, нужно учитывать и усиливающуюся конфронтацию с Западом. ОСК уже жалуется, что западные компании не выполняют свои обязательства о сервисном обслуживании поставленной техники. Российской компании не дали купить двигательный завод в Норвегии. Вероятно, нашим предприятиям станет еще сложнее приобретать в западных странах высокотехнологичное оборудование.

Наконец, еще выше поднимутся цены, прежде всего, на листовой прокат. Ситуация с сортовым выглядит не такой напряженной. Трудности, с которыми столкнулась турецкая экономика, привела к снижению цен на металлолом и заготовку на внешних рынках. А их восстановлению будет препятствовать рекордный рост затрат на морские перевозки. Из-за тотальной нехватки контейнеров и судового тоннажа стоимость доставки за последние полгода подскочила в несколько раз по всем направлениям. Из-за этого экспортерам приходится снижать цены FOB.

Застрявший в Суэцком канале контейнеровоз может еще сильнее обострить ситуацию, хотя и на ограниченный период. В любом случае, транспортный кризис в ближайшие пару-тройку месяцев не закончится. Прекратиться он сможет только после насыщения западных рынков азиатскими товарами и снижения видимого спроса на них, а это произойдет, скорее всего, не раньше второй половины текущего года.

Поэтому цены на арматуру в России в обозримом будущем, скорее всего, останутся в интервале 50-55 тыс. руб. за т с НДС, а вот горячекатаный прокат, вышедший на рубеж 70 тыс. руб. за т, на нем не остановится. В этой связи вспоминается, что в 2018 г. российское правительство смогло обуздать подъем цен на бензин, причиной которого стал тот же рост экспортного паритета. Тогда был введен так называемый демпферный механизм, в рамках которого государство компенсировало нефтяникам прибыли, недополученные из-за того, что внутренние цены удерживались существенно ниже экспортного паритета.

Так почему бы не ввести аналогичную систему и для металлургов? И с тем же условием, что в случае превышения внутренних цен над экспортными они должны будут делиться сверхприбылями с государством. Конечно, это потребует постоянного мониторинга котировок на различные виды проката и значительных расходов, но зато от сокращения затрат на металлопродукцию однозначно выиграет вся экономика!

Понятно, что быстро такие дела не делаются. Но, право слово, хватит постоянно получать проблемы из-за поступающих из-за рубежа неприятностей! Пора создавать эффективные защитные механизмы!

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Получить новую информацию, встретиться с коллегами и деловыми партнерами, обменяться мнениями можно будет на выставках и конференциях, которые пройдут в 2021 г. Следующая конференция "Нержавеющая сталь и российский рынок", состоится в Волгограде 22-23 апреля.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 1399

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter