Юрий Щетинин (НЦВ Миль и Камов): «Алюминий есть практически во всех элементах вертолета»

Сегодня в России отмечается День гражданской авиации. Вертолетостроение – один из основных потребителей крылатого металла: вертолеты тяжелого класса на 70-80% состоят из алюминиевых компонентов. О том, чем так привлекает алюминий конструкторов винтокрылой техники, рассказал с главный технолог Национального центра вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова Юрий Щетинин.

Корректно ли сегодня называть алюминий крылатым металлом?
Вполне корректно. Впрочем, в нашем случае он скорее винтокрылый. И, если уж речь идет об алюминии в авиации, то мы используем его не в чистом виде, а в сплавах. Собственно, именно получением сплавов алюминия, обладающих необходимым сочетанием физико-механических свойств, и была решена задача применения «крылатого» металла в авиастроении.

В каких конструктивных элементах современного вертолета применяется алюминий?
В большей или меньшей степени практически во всех. Это и фюзеляж, и хвостовое оперение, и детали втулок несущего и рулевого винтов, и корпуса редукторов трансмиссии, и шасси, и различное оборудование – всего не перечислить. Да что там – любой простенький кронштейн вы изготовите из алюминиевого сплава, это самое оптимальное решение.
Конечно, в последние десятилетия все большее распространение в вертолетостроении находят полимерные композиционные материалы, имеющие ряд преимуществ. Но говорить о полном переходе от алюминиевых сплавов к неметаллическим композитам еще слишком рано.

Благодаря каким свойствам алюминия этот металл выбирают конструкторы и производители вертолетов?
Прежде всего, благодаря выгодному сочетанию прочностных свойств и массы, а также технологичности и достаточно высокой стойкости к коррозии. Разумеется, разным сплавам присущи разные сочетания свойств: одни более пригодны для проката в лист, другие идут на поковки с последующим изготовлением деталей из них. Есть литьевые сплавы. Но всем им присуще еще одно важное свойство – предсказуемость. За десятки лет применения алюминиевых сплавов в авиастроении накоплен опыт изготовления сплавов и изделий из них, накоплена большая статистика эксплуатации этих изделий. По композиционным материалам такого большого багажа знаний и опыта пока нет.

Полностью интервью читайте в мартовском номере журнала "Металлоснабжение и сбыт"

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 131

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter