Цифровые перспективы металлобизнеса

На этой неделе вышел из печати 63-й номер журнала «Биржевой бюллетень» (печатное издание Белорусской Универсальной Товарной Биржи). Журнал получился насыщенным, интересным и полезным как для участников рынка, так и для всех, кто увлекается биржевой торговлей и экономической тематикой в целом.

Интервью для свежего номера журнала БУТБ дал президент Российского союза поставщиков металлопродукции, генеральный директор ИИС "Металлоснабжение и сбыт" А.Романов.

- Александр Геннадьевич, 2020 год наверняка войдет в учебники истории как один из самых непростых для мировой экономики. Как отразился коронакризис на рынке металлопродукции? О каких тенденциях можно сейчас говорить?

В целом, 2020 год был очень непростой. Из-за пандемии и связанных с ней различных ограничений произошли серьезные изменения в экономике, которые коснулись и сфер производства и потребления металлопродукции. Во втором квартале т.г. рынок серьезно просел, особенно трудными были месяцы март и апрель. Небольшое восстановление началось только ближе к концу мая. К этому времени участники рынка и потребители металлопродукции постепенно адаптировались к новым реалиям. Несмотря на просадку во внутреннем потреблении на 7-8%, производство металлургической продукции российскими предприятиями не уменьшилось за счет увеличения поставок на экспорт.

Потребление снизилось везде - в странах европейского сообщества, на североамериканском континенте, в ряде стран Юго-Восточной Азии и на рынках стран СНГ. Одним из немногих исключений из этого правила стал Китай — первая страна, которая преодолела пандемию коронавируса и восстановила рост экономических показателей. По итогам текущего года ВВП в КНР вырастет более, чем на 6%. Китайская экономика поддержала в целом мировое производство металлургической продукции, став в первом полугодии крупным импортером, в. т.ч. продукции из РФ.

Во втором полугодии, и особенно в четвертом квартале, на мировых рынках начался существенный рост цен на металлопродукцию. Произошло это вследствие того, что видимый спрос на сталь восстанавливался быстрее, чем ее производство, что привело к дефициту, порой, весьма острому. Эти явления наблюдались и в России в таких секторах как холоднокатаный прокат, оцинкованная и окрашенная сталь, сварные трубы. Кроме того, российские компании смогли значительно нарастить экспорт. Так что производители чувствуют себя сейчас очень неплохо. А вот у трейдеров возникли проблемы из-за резкого подорожания проката на первичном рынке.

- Как известно, чтобы адаптироваться к новым условиям, многие сферы бизнеса полностью или частично ушли в онлайн. Затронул ли этот тренд российских металлотрейдеров? Насколько активно сейчас применяются электронные торговые площадки, маркетплейсы и другие цифровые инструменты?

Начиная с марта месяца и до середины лета 2020 г. практически все бизнес-сообщество в российской федерации ушло в режим онлайн. Большинство офисного персонала в компаниях: службы продаж, маркетинга, бухгалтерии и др. отправилось работать на удаленный режим. Взаимодействие шло по средстам видео-совещаний, звонков, мессенджеров и электронной почты. В ряде компаний ввели внутренние ограничения и запреты (на командировки, посещение мероприятий).

Но надо понимать, что специфика металлоторгового бизнеса включает в себя обеспечение нормального функционирования работы складов и оказания металлосервисных услуг, а это требует присутствия специалистов на месте.

Можно сказать, что представители металлоторгового бизнеса трудились в комбинированном формате.

Что касается различных цифровых инструментов сбыта, то, конечно, в последнее время они стали более активно использоваться. За последние несколько лет у многих металлургических и металлоторговых компаний появилось собственные интернет-магазины, которые они стараются активно развивать и постоянно ведут работу над совершенствованием онлайн-сервисов для удобства клиентов.

Доля продаж металлопродукции через интернет-магазины постоянно растет, но в общем пуле сделок она не велика. Многие потребители и трейдеры стараются напрямую закупать продукцию у производителей, согласовывая с ними условия поставки, сортамент, цены, сроки и другие нюансы. И в таких моментах они выбирают традиционные способы взаимодействия, личное общение.

- Долгое время многие производители и поставщики металлопродукции довольно скептически относились к потенциалу биржевой торговли. Изменилось ли что-то за этот год? Расширились ли ряды сторонников этого канала сбыта?

Естественно, многие потребители активно используют этот канал для закупки металлопродукции, т.к. это дает им возможность привлекать достаточное количество поставщиков и выбирать наиболее оптимальный вариант. Но в то же время при поставке продукции через электронные торговые площадки могут возникнуть большие отсрочки по платежам, также договоры могут содержать формулировки, позволяющие не выполнять те или иные обязательства по закупкам металлопродукции. Поэтому данный канал сбыт развивается довольно слабо. Поставщики металла предпочитают развивать собственные каналы сбыта, повышать клиентиоориентированность и лояльность покупателей. К тому же все основные производители и трейдеры хорошо известны покупателям и они предпочитают продолжать сотрудничество с ними напрямую.

Читать интервью полностью (стр. 20)

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 147

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter