РЖД , ИПЕМ , парниковые газы | 27 октября 2020 г. | 07:05

Риски и преимущества РЖД в свете климатической политики ЕС: оценка ИПЕМ

ОАО «РЖД» входит в число лидеров среди крупнейших железнодорожных компаний мира по минимизации углеродного следа на транспорте. Но структура перевозимых грузов и неточности в методологии учета энергопотребления несут риски для дальнейшей работы компании с европейскими партнерами, отметил генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян в выступлении на форуме «PRO//Движение.1520».

Руководитель Института принял участие в панельной дискуссии «Green Swan Solutions. Как железные дороги задают глобальные экотренды?», на которой выступили заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев, представители ТМХ, Alstom, Siemens, VR Group и РАН.

Новости по теме

Как отметил в своем докладе Юрий Саакян, удельный углеродный след на единицу приведенной работы в ОАО «РЖД» составляет 7,8 граммов CO2 на тонно-километр брутто: это один из самых низких показателей среди крупных железнодорожных компаний мира. В свете политики Европейского союза по снижению углеродного следа это может дать значительные преимущества железнодорожному транспорту по сравнению с автомобильным в экспортных грузовых отправках.

Тем не менее, ИПЕМ считает, что планы Евросоюза по декарбонизации к 2050 году создают риски сокращения грузовой базы российских железных дорог, так как энергоносители составляют около 60% грузооборота. Уже в ближайшей перспективе введение трансграничного углеродного регулирования, консультации по которому завершатся к 2023 году, может привести к снижению отправок в европейском направлении таких энергоемких грузов как продукция металлургии, химического производства, строительные материалы.

Применение критериев ESG при принятии решения кредитными и страховыми организациями, создает дополнительные неопределенности для привлечения финансирования. «Нельзя исключить риск, что стигматизация проектов, связанных с использованием ископаемого топлива, окажет влияние, например, на дальнейшие перспективы выпуска «зеленых облигаций» ОАО «РЖД». Для диверсификации этого риска необходимо, чтобы при расчете некредитных рейтингов ESG для всех транспортных компаний обеспечивался принцип нейтральности к перевозимым грузам», – подчеркнул генеральный директор ИПЕМ.

ИПЕМ выделяет два ключевых направления адаптации ОАО «РЖД» к развитию углеродного регулирования. Во-первых, это снижение прямых выбросов CO2 за счет сокращения использования дизельного топлива в пользу как электрической тяги, так и альтернативных видов топлива (газ, водород). Во-вторых, требуется совершенствование методического аппарата по расчету косвенных энергетических выбросов от генерации потребляемой ОАО «РЖД» электроэнергии: по оценкам ИПЕМ, уже сейчас более детальный подход к его оценке позволит снизить показатели косвенных выбросов не менее чем на 10% и дополнительно на 1,6% в перспективе 2025 года за счет сокращения эмиссии парниковых газов в отечественной электроэнергетике.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 63

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter