ММК , история | 21 августа 2020 г. | 12:01

Память Авраамия Завенягина почтили в Москве

На доме, где располагалась московская квартира директора ММК с 1933 по 1937 годы Авраамия Завенягина, появилась памятная доска в его честь. Торжественное открытие доски организовала корпорация «Росатом» – в конце жизни Завенягин работал над созданием советской атомной промышленности. В мероприятии принял участие заместитель генерального директора ПАО «ММК» по внешним коммуникациям Владимир Руга.

В Магнитогорске Авраамия Павловича Завенягина (1901 – 1956) помнят хорошо – его имя носит улица в центре города. Завенягин, молодой, но уже опытный инженер-металлург, приехал в Магнитогорск по назначению наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе в 1933 году. До этого к своим 32 годам он успел поработать ректором Московского института стали и сплавов и директором завода в Днепродзержинске. Завенягин стал первым директором ММК, имевшим профессиональное образование в тяжелой промышленности.

На годы его руководства пришлось и строительство города Магнитогорск, и первые успехи комбината: первая плавка стали на мартеновской печи №1, запуск в работу первого сортового прокатного стана, благодаря которому ММК стал предприятием полного цикла. Трудиться приходилось в тяжелых условиях: впоследствии на пленуме ЦК ВКП(б) в 1937 году Завенягин вспоминал: «Завод построили в степи. Рабочих не было, в первые годы строительства завезли так называемых трудпереселенцев, организовали большую исправительно-трудовую колонию, притащили две тысячи перебежчиков, немало иностранных рабочих».

Директор руководил строительством комбината и его работой, сочетая управленческую жесткость с разумным отношением к труду: так, он потребовал улучшить питание и снабжение заключенных, работавших на стройке, добился стабильного, насколько это было возможно, финансирования, обеспечил повышение технической грамотности рабочих – в 1935-1936 годах курсы технического минимума прошли 19 тысяч человек. Не боялся Завенягин и идти на риск – чтобы организовать на горе Магнитной добычу железной руды открытым способом, добился освобождения из ссылки профессора Бориса Боголюбова, специалиста по рудному делу, осужденного за «вредительство». Обращал директор пристальное внимание и на Магнитогорск: обеспечил строительство яслей, поощрял разведение садов, верил, что промышленный город, выросший вокруг завода, может стать красивым и удобным для жизни.

В 1937 году Завенягина отозвали в Москву – нарком Орджоникидзе назначил его своим заместителем. После этого в биографии Авраамия Павловича было еще немало славных страниц. Именно он возглавлял строительство Норильского горно-металлургического комбината (НГМК) и города Норильск, основав в нечеловеческих условиях Заполярья важный промышленный центр. Затем Завенягин работал заместителем наркома внутренних дел Лаврентия Берии – и в этом качестве после войны курировал создание советского ядерного оружия. Сферой ответственности Завенягина был весь советский атомный проект: начиная с изъятий запасов урана и разработок немецких ученых из Германии и заканчивая успешным испытанием ядерной бомбы в Семипалатинске в 1949 году. Умер Завенягин в 1956 году в Москве. Память легендарного организатора промышленности чтут в Магнитке, в Норильске – где НГМК до сих пор носит его имя – а теперь, благодаря инициативе жителей московского дома Завенягина и коропорации «Росатом», имя Авраамия Павловича Завенягина станет чуть более знакомым и для москвичей.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 146

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter