А цыплят посчитаем осенью!

В начале лета практически все страны мира отменили или ослабили большую часть карантинных ограничений. Однако быстрого восстановления экономики не произошло. Даже оптимистично настроенные эксперты не ожидают приближения к докризисным показателям раньше конца 2020 — начала 2021 г., а на некоторых рынках последствия кризиса будут ощущаться до 2022-2023 гг.

С большими проблемами столкнулась и металлургическая промышленность. Цены на стальную продукцию упали и пока далеки от уровня начала текущего года, а спрос во многих странах во втором полугодии будет существенно отставать от прошлогоднего.

Пандемия коронавируса коснулась почти всех. Это заболевание неизбежно затронуло и Россию. При этом, не все отрасли пострадали одинаково. Значительно сократилась добыча полезных ископаемых вследствие обвала спроса за рубежом на нефть, газ и уголь. Сильно пострадали автомобилестроение, вообще транспортное машиностроение, производство многих видов инвестиционных и потребительских товаров. В период всеобщей неуверенности и снижения доходов население и компании перешли на режим самой жесткой экономии. Практически обнулились и не восстановились до конца июня целые сектора сферы услуг, что нанесло сильный удар по совокупному спросу.

С третьего квартала для российской экономики начался новый период. Еще в начале июня был подготовлен документ под названием «План восстановления экономики России», который потом активно дорабатывался и дополнялся. Запущенный в действие с июля текущего года и рассчитанный до конца 2021 г., он включает более 500 мероприятий по поддержке граждан и бизнеса. Его основные направления – дальнейшая цифровизация экономики с широким и интенсивным внедрением электронных сервисов во все сферы жизни, стимулирование инвестиций, импортозамещения и экспорта.

В принципе, таких программ у нас было уже немало, а их эффективность зачастую оставляла желать много лучшего. В то же время, на нескольких онлайновых мероприятиях, проведенных в июне под эгидой РСПП, неоднократно подчеркивалось, что кризис радикально изменил стиль работы правительства.

Сейчас, когда все эти процессы еще только начинаются, трудно сказать, каким будет их эффект в конечном итоге. Однако в 2015-2016 гг. более скромные по своим масштабам меры государственной поддержки экономики с упором на строительство и автомобилестроение позволили заметно смягчить последствия кризиса. Поэтому можно надеяться на то, что и в 2020-2021 гг. «План восстановления экономики...» даст определенные результаты. И первые из них, очевидно, появятся (или не появятся, но это тоже будет результатом, только нулевым) уже этой осенью.

Правда, необходимо учитывать и то, что в любые планы могут вмешаться посторонние и непредвиденные факторы. Как обычно, они имеют для российской экономики внешний характер. Причем если в 2014-2016 гг. кризис переживала, в первую очередь, сама Россия при относительно благоприятном зарубежном фоне, то нынешние проблемы, очевидно, сильнее всего коснутся западных стран.

Полный текст статьи читайте в июльском номере МСС.

Текущая обстановка в российской и мировой экономике, их влияние на различные отрасли, перспективы и ожидания на ближайшее время — все это будет обсуждаться на конференциях «Стальные трубы: производство и региональный сбыт» и «Нержавеющая сталь и российский рынок». Они должны состояться, соответственно, в Екатеринбурге 13-14 августа и в Челябинске 26-28 августа, а также будут параллельно проходить в онлайновом режиме.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 131

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter