Есть ли у вас программа? Российский и мировой рынок стали: 8-15 сентября 2019 г.

Московский финансовый форум, состоявшийся 12-13 сентября, дал ответы на некоторые вопросы, но еще больше сложных мест так и осталось не проясненными. Так, в принципе, понятно, за счет чего может ускорить свой рост российская экономика, но не ясно, как этот рост организовать, т. е. наполнить имеющиеся концепции реальными делами.

Между тем, в ближайшие годы нам, пожалуй, придется осваивать искусство развития с опорой на собственные силы. Обстановка в мировой экономике становится все более тревожной. Рынок стали падает. Ухудшение внешней конъюнктуры способствует снижению и явно завышенных летних цен на прокат в России, но основной проблемой для отечественных поставщиков все-таки остается недостаточный внутренний спрос. И хотя разговоров о том, как поднять нашу экономику, очень много, заметных улучшений пока не происходит.

Вопрос о том, почему профицит российского бюджета, национальные проекты и финансовая стабильность никак не могут трансформироваться в реальные зримые достижения, предсказуемо оказался в центре внимания Московского форума. Однако четких и понятных ответов, которые могли бы стать основой для конкретных действий, пожалуй, так и не было найдено.

Правительство сейчас, похоже, проходит стадию написания различных программ — перехода к новым принципам управления, стимулирования инвестиционной деятельности, мер по поддержке строительной отрасли, обновлению общественного транспорта в десяти крупных городах страны и так далее, и тому подобное. Не завершен пока и процесс составления федеральных программ, по которым должна проводиться реализация национальных проектов.

В принципе, вещь это нужная и даже полезная, поскольку, как минимум, помогает «проговорить» и понять многие важные вещи. Проблема лишь в том, что между пунктами «улучшить...», «углубить...» и «внедрить», с одной стороны, и реальным углублением, улучшением и внедрением, как правило, пролегает дистанция огромного размера, часто непреодолимая.

Дискуссии в рамках Форума также в целом показали, что деньги не являются универсальным инструментом в решении экономических проблем государства. То, что бюджет полон, а к нему уже можно добавлять средства из Фонда национального благосостояния, - это очень хорошо. Но вот потратить эти средства с умом, толком и пользой, как оказалось, - очень не простая наука. То, что нацпроекты недофинансируются, - не только вина, но и беда их идеологов и главных исполнителей.

Глава ЦБ России Эльвира Набиуллина, выступая на банковском форуме в Сочи, в очередной раз заявила, что экономический рост нельзя ускорить мерами кредитно-денежной политики, а использовать для этой цели «печатный станок» вообще противопоказано. То, что дешевые деньги — не панацея для экономики, доказано Евросоюзом, где ключевая ставка стоит на нуле, а с 1 ноября стартует новая серия программы «количественного смягчения», т. е. скупки различных мусорных активов с нулевой ценностью, но по балансовой стоимости. Как раз именно Европа в последние месяцы переживает экономическую стагнацию, причем, за нее еще всерьез не брались Штаты. Хотя у президента Дональда Трампа в запасе остается отложенное решение по пошлинам на европейские автомобили и автокомпоненты.

Российские проблемы отчасти сходны с европейскими — и у нас, и у них похожие трудности со снижающимся платежеспособным спросом. Но в Европе еще есть и рынок капитала, который практически полностью отсутствует в России. Отечественным компаниям, если это не «голубые фишки», можно взять деньги только в банке, а финансовые учреждения как всякие уважающие себя монополисты берут за свои услуги непомерно высокую плату. С этой точки зрения процентные ставки в России и в самом деле очень высоки, но не столько из-за политики Центробанка, сколько из-за неразвитости небанковских каналов финансирования. Однако же и сам российский бизнес не без греха, так что наличие высокой банковской премии «за риск» вполне объяснимо.

Доверие и компетенция — одни из самых дефицитных ресурсов в российской экономике. Все специальные инвестиционные контракты и другие меры государственной поддержки инвестиций работают у нас фактически в ручном режиме, что, кстати, показали и дискуссии на Московском форуме. Госкорпорации, крупные российские и иностранные компании, заключая соглашения с государством, по крайней мере, отвечают свои слова и чересчур крупные и заметные, чтобы спрятаться. Отбором заслуживающих доверия предпринимателей и реально интересных и перспективных проектов занимается — и очень эффективно — ФРП. Но экономический рост в стране ускорится, лишь когда эта бизнес-элита увлечет за собой массы. А этого пока не происходит.

Некоторые участники Форума утверждали, что у нас, мол, «граната»... то есть, конечно, система управления не той системы либо слишком много государства в экономике. И по-видимому, в некоторой степени это так. Но не потому, что в России слишком большая часть ВВП создается в госсекторе либо в рамках государственных заказов — как показывает опыт последних лет, это, скорее благо, поскольку облегчает реализацию долгосрочных стратегических проектов.

Проблема, вероятно, заключается в том, что российский средний и малый бизнес плотно обложен «флажками» нормативных актов. И очень трудно в реальной работе не коснуться хотя бы одного из них и не получить в ответ штраф и кучу проблем на свою голову. Вряд ли здесь сильно поможет «регуляторная гильотина», о которой много говорят в правительстве: дело-то не в количестве проверок и предписаний, а в их качестве, т. е. сложности соблюдения правил и карах за их нарушения. О госзакупках, откатах и сращивании недобросовестного бизнеса с местным начальством можно даже не говорить. Эти гири на ногах российской экономики, наверное, в принципе неснимаемые.

Вот и получается, что единственная возможность ускорения роста российской экономики на данный момент — это крупные государственные и частные проекты, которые, по крайней мере, будут реализованы, а выделенные на них средства в какой-то степени дойдут до реальных отечественных поставщиков продукции и исполнителей услуг. Надо только подождать, пока напишут соответствующую программу и все-таки начнут строить. Скорее всего, процесс пойдет даже не в 2020-том, а, скорее, в 2021 г. Вот тогда можно будет рассчитывать на увеличение спроса на стальную продукцию в России и новые заказы, правда, по большей части, напрямую для металлургических предприятий.

Хорошо, если к тому времени не произойдут серьезные неприятности за рубежом, где уже сейчас весьма тревожно. Мировой рынок стали в начале сентября сильно просел. Во многих сегментах цены упали на уровень двухлетней давности или даже февраля 2017 г. Обвалились котировки на заготовку и горячекатаный прокат российского производства, причем спрос на них просто недостаточный, одним только понижением цен его не восстановишь.

Еще один характерный сигнал — в последнее время заметно изменилось содержание рубрики «Черная металлургия за рубежом» на сайте МСС. Количество новостей о запуске новых проектов и даже заказах нового оборудования сильно сократилось по сравнению с первой половиной прошлого года. Никто ни во что не хочет инвестировать. На прежнем уровне держится только Китай.

Экономика КНР тоже находится под ударом. Торговая война со США действительно привела к сокращению экспорта (хотя американский экспорт в Китай уменьшился еще сильнее), больше года продолжается спад в автомобилестроении. Власти реагируют на это принятием новых стимулирующих мер — так, недавно китайским банкам снизили норму резервирования, что дает им возможность выдавать больше кредитов. Но как долго еще удастся проводить такую политику без серьезных видимых последствий, большой вопрос.

Сейчас в Китае рынок стали выходит на пик потребления перед празднованием 70-й годовщины основания КНР в начале октября. Стоимость проката в стране снова возросла, а железная руда вообще неожиданно скакнула почти до $100 за т. Это может способствовать стабилизации и даже повышению котировок на других рынках. Но в общемировом масштабе положение все равно остается неустойчивым. Вполне вероятно, что мир просто подталкивают к новому глобальному экономическому кризису.

И вот тогда иметь хоть какую-то программу действий будет лучше, чем не иметь никакой.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Кроме того, ознакомиться с тенденциями развития российской и мировой металлургической отрасли, обсудить актуальные вопросы и встретиться с интересными людьми можно будет на конференциях "Проволока-Крепеж" (Москва, 25-26 сентября) и "Рынок металлов Центральной Азии" (Ташкент, 10-11 октября).

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 513

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter