Грузоперевозки | 12 марта 2018 г. | 14:36

Строительные грузы поедут в следующем году

Строительные грузы поедут в следующем году

В октябре 2018 г. показатели перевозок продолжили расти: погрузка составила 108,4 млн т, что всего на 0,3% выше октября прошлого года. Основная причина замедления роста погрузки — в сокращении перевозок строительных грузов (-11,2%), которые осуществлялись преимущественно на внутренних направлениях. Грузооборот составил 222,2 тарифных млрд т-км (+3,5%), темпы его роста не сократились.
В октябре выросли перевозки угля (+9,9%), нефти и нефтепродуктов (+2,6%), железной руды (+10,1%), лесных грузов (+9,1%), лома черных металлов (+6,3%) и кокса (+11,1%). Незначительно снизились перевозки удобрений (-2,1%), цемента (-4,2%) и зерна (-8,0%).

В начале октября генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров заявил, что план погрузки на 2018 г. официально пересмотрен: прогноз ее роста повышен до +2,2%. При этом за 10 месяцев 2018 г. прирост показателя к аналогичному периоду прошлого года составил +2,7%.

Cогласно октябрьскому прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации по версии Минэкономразвития, в 2019 г. ожидается рост погрузки на сети РЖД на +1,5%. Основное увеличение (+3,2%) придется на экспорт. Наибольший рост погрузки ожидается по углю — это более половины уровня роста. Кроме того, увеличится погрузка руды, удобрений и стройматериалов. Рост грузооборота в 2019 г. прогнозируется около +2,6% к уровню текущего года. А в 2020–2021 гг. погрузка планируется с ростом +2,3% ежегодно, а общий грузооборот — порядка +2,5% ежегодно.
Уголь: погрузка на рекордном уровне за последние 15 лет.

Погрузка угля в октябре выросла к прошлому году на 9,9% и составила 34,3 млн т, установив новый рекорд за последние 15 лет. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 310,6 млн т угля, что на 5,5% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

Экспортные отправки продолжили расти (+1,7%), при этом основное увеличение поставок по-прежнему было в Германию (в 7 раз выше уровня прошлого года) и Польшу (в 1,5 раза). Кроме того, в октябре существенно выросли отгрузки в Литву — прирост составил почти 400 тыс. т, тогда как в октябре прошлого года поставки были на низком уровне — около 30 тыс. т.В конце октября министр энергетики Польши Кшиштоф Тхужевский высказался за возрождение проекта строительства собственной АЭС. Причина кроется в планах Евросоюза по повышению штрафов за выбросы тепловых газов, тогда как 80% электроэнергии Польши обеспечивается угольными электростанциями. По его оценке, если до 2025 г. не будет решена проблема декарбонизации энергетики, стоимость электроэнергии в Польше вырастет на 30?40%. При этом развитие энергетики на возобновляемых источниках ситуацию исправить не может — доля ветровых электростанций в энергобалансе текущего года не превысит 4%, а наиболее подходящие участки для их строительства уже почти полностью освоены. Однако пока проект строительства АЭС еще даже не запущен, экспортный грузопоток российского угля в Польшу будет оставаться на текущем высоком уровне.

Помимо внешнеэкономических условий, росту перевозок отечественного угля способствуют и внутренние инициативы. Так, в конце ноября было подписано концессионное соглашение между Государственной транспортной лизинговой компанией и Федеральным агентством морского и речного транспорта, предусматривающее инвестиции в размере 24 млрд руб. в создание нового терминала «Лавна» в Мурманске. Первую очередь терминала мощностью 9 млн т планируется запустить в конце 2019 г., а после ввода второй и третьей очередей в 2021 и 2023 гг. пропускная способность порта вырастет вдвое, превысив 25 млн т.

При этом, согласно исследованию крупнейшего в России производителя угля СУЭК, подготовленному на основе данных BCG и McKinsey, новые технологии, такие как распространение электромобилей, приведут к росту потребности в угле для электростанций: к 2030 г. — около 292–452 млн т, а к 2035 г. — 544 млн т.

Сложившиеся на рынке условия будут способствовать дальнейшему росту погрузки угля железнодорожным транспортом за счет наращивания экспортных отправок.

Нефть и нефтепродукты: рост продолжился

Погрузка нефти и нефтепродуктов в октябре выросла на 2,6% и составила 19,7 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 195,6 млн т нефти и нефтепродуктов, что выше показателя аналогичного периода 2017 г. на 0,6%.

Рост перевозок по-прежнему обеспечен увеличением экспортного грузопотока (+2%) в Нидерланды (+6%), Италию (+23%) и Азербайджан (поставки почти не осуществлялись в прошлом году).
В ноябре стало известно, что РЖД продлили скидку в 50% на перевозку нефтепродуктов со станций Барбаров и Новополоцк Белорусской железной дороги в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги на 7 лет. Кроме того, монополия приняла решение снизить в 2019 г. цены на грузовые перевозки в рамках «тарифного коридора». Скидка составит 20,1% от действующего тарифа на перевозку сырой нефти в цистернах со станции Сковородино Забайкальской железной дороги до станции Ванино Дальневосточной железной дороги. Но она будет действовать при условии гарантированного объема перевозок для каждого отправителя в размере не менее 600 тыс. т с 1 января по 31 декабря 2019 г.

В среднесрочной перспективе погрузка нефтяных грузов железнодорожным транспортом может умеренно расти за счет создания РЖД привлекательных условий для грузоотправителей, однако ввод новых трубопроводных мощностей вновь приведет к падению.

Строительные грузы и цемент: государство поддержит отрасль
Погрузка строительных грузов в октябре снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 11,2% и составила 10,3 млн т, а цемента — на 4,2% и составила 2,3 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 106 млн т строительных грузов и 22 млн т цемента, что на 6,6% и 6,7% ниже показателей аналогичного периода 2017 г.
По данным Росстата, в октябре ввод жилья составил 5,9 млн м2, что на 14,7% ниже показателя октября 2017 г. Всего за 10 месяцев 2018 г. ввод жилья сократился на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В конце ноября стало известно, что Правительство РФ рассматривает возможность введения прямых мер государственной поддержки для застройщиков жилья с целью достичь показателей, предусмотренных в проекте «Жилье и городская среда» — в 2024 г. в России должно быть построено 120 млн м2 жилья при текущем уровне около 80 млн м2 в год. Порядок поддержки будет определен после корректировки паспорта проекта из-за изменившихся рыночных условий, в том числе уровня инфляции.

По оценке исполнительного директора НО «Союзцемент», реализация проекта может привести к росту потребления цемента для жилищного строительства в 1,5 раза (до 35 млн т цемента в год). А в случае распространения реновации для всех без исключения регионов объемы перевозок, в том числе по железной дороге, могут вырасти еще больше. Также свой вклад в рост потребления цемента могут внести крупные строительные проекты национального масштаба, например, возведение высокоскоростной магистрали Москва – Казань.

Существенным драйвером перевозок строительных грузов может стать утвержденная правительством России инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2019–2021 гг., в рамках которой планируется реконструировать 17 тыс. км железнодорожного пути.

Погрузка строительных грузов и цемента железнодорожным транспортом будет зависеть от определения мер государственной поддержки строительной отрасли, ее адаптации к новым рыночным условиям, реализации инфраструктурных проектов, а также экономической ситуации в стране в целом.

Лесные грузы: ставка на экспорт
Погрузка лесных грузов в октябре выросла к уровню предыдущего года на 9,1% и составила 3,6 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 38,3 млн т лесных грузов, что на 4,6% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

Рост погрузки в октябре произошел за счет как внутренних (+25%), так и экспортных (+8%) перевозок. Увеличение поставок продолжилось в Финляндию (+25%) и Казахстан (+40%).

Лесопромышленный комплекс РФ может получить дополнительную поддержку со стороны государства. По словам вице-президента АО «Российский экспортный центр» Алексея Кожевникова, в России будут впервые введены шестилетние долгосрочные программы поддержки предприятий-экспортеров объемом 750 млрд рублей. Финансирование будет предоставлено в рамках национальной программы развития экспорта. При этом, приоритетами будут те отрасли, где в последние годы был достигнут успех в области импортозамещения, в том числе лесная.

Группа компаний «УЛК» (Архангельская область) и ZHEJIANG MATERIALS INDUSTRY SENHUA GROUP CO., LTD (Китай) заключили соглашение о поставках пиломатериалов объемом 220 тыс. кубометров в год. Сумма контракта составила 50 млн долларов. Еще две китайские компании проявили интерес к российской целлюлозно-бумажной промышленности. Yibo Foundation Group рассматривает возможность инвестиций в строительство ЦБК в Лесосибирске (Красноярский край), а Шанхайская ассоциация по торговле древесной продукцией сообщила о необходимости в импорте российской целлюлозы.
Перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом будут расти и далее по мере развития лесопромышленного комплекса РФ, при этом ожидается увеличение несырьевого экспорта.

Зерно и продукты перемола: ожидаемое снижение погрузки
Погрузка зерна в октябре составила 2,3 млн т (-8,0% к октябрю прошлого года). Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 22,3 млн т зерна, что на 30,8% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Падение перевозок произошло за счет сокращения экспорта преимущественно в Саудовскую Аравию (поставки на минимальном уровне), Египет (-10%) и Азербайджан (-70%).

По оценке руководителя аналитического центра «Русагротранс», в ноябре экспорт зерна может составить 4,5 млн т против 5,5 млн т в ноябре 2017 г., в том числе пшеницы — 3,8 млн т против 4,4 млн т год назад. Причина снижения — в эффекте высокой базы рекордного прошлого года, а также во влиянии погодных факторов (периодически возникающие штормы и ветры корректируют отгрузки). Кроме того, эксперт констатирует умеренный спрос на пшеницу — на текущий момент предложение превышает спрос.

Минсельхоз ожидает урожай зерна в России в 2019 г. в размере 110 млн т. Показатели по сбору урожая зерновых в 2018-м. составили 114,3 млн тонн. В следующем году вся посевная площадь составит 80,5 млн га, что на 1,3 млн га (1,6%) больше, чем в 2018 г. Яровой сев будет проведен на площади 52,9 млн га, что на 0,8% больше уровня текущего года. Яровые зерновые и зернобобовые культуры планируется разместить на площади 30,3 млн га, что на 2,2% больше, чем в 2018 г.

В текущих условиях перевозки зерна железнодорожным транспортом снизятся относительно уровня прошлого года, однако по-прежнему будут находиться на высоком уровне.
Химические и минеральные удобрения: падение будет недолгим.

Погрузка удобрений в октябре составила 4,7 млн т (-2,1% к октябрю прошлого года). Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 48,9 млн т удобрений, что на 3,5% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

В октябре внутренние перевозки выросли на 10,5%, а экспорт сократился на 8,5% за счет снижения объемов поставок в Китай (-20%), на Украину (-85%) и Бразилию (-20%).
По словам генерального директора «ФосАгро», мировой рынок удобрений стоит на пороге перемен. Этап высоких капитальных затрат, связанных с выводом на рынок новой продукции, прошел, тогда как мировой спрос на удобрения значительно увеличился. Кроме того, ужесточение в Европе экологических требований к содержанию кадмия в фосфорных удобрений благоприятно скажется на качестве сельскохозяйственной продукции, являясь одновременно вызовом для их производителей. Жесткие ограничения по чистоте удобрений установлены уже в 21 стране Европы. И продукция российских производителей фосфорных удобрений уже соответствует этим требованиям.

Перспективными выглядят и новые рынки. АО «ОХК «Уралхим» и ПАО «Уралкалий» заявили о намерении освоить рынок Африки в ближайшие 7-10 лет. Он может стать одним из крупнейших для производителей удобрений и догнать по объемам потребления Китай и Индию, которые закупают 7 млн т и 4,8 млн т в год соответственно.

Кроме того, в ноябре генеральный директор компании «Уралхим» высказался о планах увеличить долю поставок минеральных удобрений на внутренний рынок до 50%. По его словам, сейчас на внешние рынки компания отгружает 65-70% выпускаемой продукции, оставшиеся 30-35% соответственно реализуются на внутреннем рынке.

В среднесрочной перспективе ожидается корректировка перевозок удобрений железнодорожным транспортом за счет высокого мирового спроса на российскую продукцию, а также по мере запланированного ввода производственных мощностей на территории РФ.

P.S. Обзор подготовлен НПК ОВК.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 163

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter