Терпение и труд. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (19-26 августа 2018 г.)

Август для России часто оказывается сложным месяцем. Так повелось еще с недоброй памяти 1991 г. И, надо сказать, в текущем году этот заключительный месяц лета подкинул нам новые испытания. США заявили о введении новых санкций, вследствие чего опустился рубль, а экономический кризис в Турции, спровоцированный действиями тех же Штатов, нанес весьма чувствительный удар по региональному рынку стали.

Впрочем, на что-либо иное трудно было бы рассчитывать. В мире идет война, ставкой в которой является мировое господство. Очевидно, в скором будущем мы станем свидетелями новых разрушительных и еще более неадекватных действий США. Как подлинные джентльмены, они пытаются на ходу поменять правила игры, в которой проигрывают. А особенности внутриполитической борьбы заставляют их прибегать к внешне эффектным приемам, рассчитанным, прежде всего, на пиар и предлагающим простые решения для фундаментальных проблем.

В краткосрочной перспективе — как минимум, до американских выборов в Конгресс в ноябре — это не сулит ничего хорошего. Против России, российских компаний и предпринимателей будут вводиться новые санкции и ограничения. Возрастут риски для отечественных экспортеров любой продукции, включая нефть и металлы. Усилится давление на американских сателлитов, от которых будут требовать разрыва экономических взаимоотношений с «неугодными» - Ираном, Россией, а в перспективе, может быть, даже Китаем. И многие западные, индийские, восточноазиатские компании будут уступать этому давлению, опасаясь вполне реальных американских репрессий.

Для российских экспортеров стальной продукции текущие проблемы связаны, в первую очередь, с Турцией. Падение курса национальной валюты в начале августа обернулось там серьезным спадом. Турция фактически переживает наш эквивалент осени 2014 г., но при гораздо худших условиях — с большей долей валютных кредитов, дефицитом внешнеторгового и платежного баланса, высокой зависимостью от внешних капиталов, большими объемами критического импорта. В последнюю неделю Турция взяла паузу на время Курбан-Байрама, но ближайшие несколько недель покажут, сможет ли страна оправиться от валютного шока в разумные сроки или же ее ждет длительное падение.

Пока что турецкие события обернулись для мирового рынка стали резким усилением экспортной активности местных металлургов. Из крупного импортера заготовки страна превратилась в ее экспортера. Это привело к нарушению рыночного баланса и отбросило цены на российские полуфабрикаты на уровень ноября прошлого года. Турецкая арматура, лишившись возможности сбыта в США после доведения стальных тарифов до 50%, ищет новых покупателей в странах Юго-Восточной Азии. Турецкий импорт листового проката и металлолома сократился, а поставщикам, с том числе, российским пришлось согласиться на удешевление своей продукции.

В принципе, резкого обвала в обозримом будущем, скорее всего, не произойдет. На рынке заготовки в начале осени должны сработать такие факторы как завершение дождливого сезона в странах Азии и падение иранского экспорта из-за американских санкций. При таких условиях у турецких производителей есть неплохие шансы «прописаться» в этом секторе в качестве продавцов, не вызвав избытка предложения в глобальном масштабе.

Кроме того, весомую поддержку мировым ценам оказывает Китай, где арматура и товарная заготовка на внутреннем рынке находятся вблизи семилетнего максимума. Жару в стране скоро сменит осенняя прохлада, что должно привести к расширению спроса со стороны строительного сектора. Между тем, из-за проблем с загрязнением атмосферного воздуха власти КНР оказывают все более жесткое давление на металлургические комбинаты, требуя от них срочно модернизировать очистные сооружения или сокращать производство. А у ряда китайских электросталеплавильных предприятий этим летом возникли трудности из-за дефицита электроэнергии.

Правда, в первой половине августа экспортные котировки на китайский прокат продолжали снижение параллельно дешевеющему юаню. Однако в последнюю неделю Народный банк Китая приостановил девальвацию, и металлурги сразу же пересмотрели цены в сторону повышения. Безусловно, новый раунд взаимного введения пошлин на китайские и американские товары, мягко говоря, не несет никакой пользы экономике КНР, но пока что она не показывает особых признаков замедления, а ряд западных аналитиков (в частности, представляющих экспортеров минерального сырья в Китай) надеются, что правительство страны примет меры по ее стимулированию, чтобы компенсировать снижение экспортных доходов.

На российском рынке стали ситуация в августе, на первый взгляд, развивалась немного странным образом. Повышение цен произошло, но затронуло оно, в основном, арматуру. Похоже, здесь, как уже неоднократно бывало, возник кратковременный дефицит предложения на фоне некоторой активизации спроса после завершения Чемпионата мира по футболу. Подорожал в последнее время и холоднокатаный прокат, которому помогают относительно благоприятная экспортная конъюнктура и расширение внутреннего спроса, в частности, со стороны производителей оцинкованной стали.

В то же время, горячекатаный прокат, сварные трубы, фасон продолжают стагнировать, а их поставщики по-прежнему жалуются на слабый покупательский интерес и избыток складских запасов. Эти факторы пока что оказываются более действенными, чем снижение курса рубля, и свидетельствуют о наличии весьма серьезных проблем в российской экономике.

Отчасти эти проблемы имеют внешний характер. Те же США могут доставить немало неприятностей российским компаниям и, безусловно, это делают. Причем, в обозримом будущем с этой стороны можно ждать лишь новых ударов — более или менее болезненных. Ответить же на них можно пока что лишь последовательной, кропотливой, внешне не приметной работой, направленной на длительную перспективу. Постепенный уход от доллара в международной торговле, замена американских облигаций золотом в валютных резервах, укрепление связей с торговыми партнерами — вопреки санкциям — все это движение в нужном направлении.

Кстати, свет в конце туннеля определенно есть. Действия американцев вызывают все больше раздражения даже у некоторых их вассалов, которые начинают задумываться об альтернативных вариантах миропорядка. А рост внутриполитической напряженности в США рано или поздно приведет к обострению. Очевидно, воюющие друг с другом местные элиты по-хорошему уже не договорятся.

Однако нельзя лишь пассивно сидеть на бережку в надежде, что когда-нибудь течение пронесет мимо труп врага. Особенно, когда текущая ситуация в российской экономике оставляет желать много лучшего, а настрой общества становится все более негативным. По всем признакам, в ближайшее время отечественные власти все-таки постараются немного ускорить рост посредством расширения госинвестиций. В правительство внесен список из 690 проектов по развитию магистральной инфраструктуры общим объемом 6,5 трлн. руб. Некоторые из них, например, Северный широтный ход, уже реализуются, другие, очевидно, будут запущены в ближайшем будущем.

Правда, все это имеет свою цену, которую придется заплатить всему российскому обществу. В условиях нарастания внешнего давления экономика страны приобретает все больше черт мобилизационной. Это проявилось, в частности, в известной истории с предложением о конфискации «сверхдоходов» ведущих промышленных компаний. Администрация президента и правительство сыграли в доброго и злого следователей. В итоге промышленники, включая металлургов, согласились вкладывать больше средств в России. По словам министра финансов и вице-премьера Антона Силуанова, решено совместно выработать «меры по поддержке тех инвестиционных проектов, которые будут интересны и государству, и бизнесу». Естественно, без какого-либо давления на последний.

А широко идущая в последние месяцы дискуссия по пенсионной реформе выявила, что многие российские граждане продолжают работать в неформальной экономике и ничего не платят в пенсионный фонд. По-видимому, в обозримом будущем получит дальнейшее продолжение линия по «обелению» российского бизнеса. Государство станет изымать в свою пользу еще больше средств в виде налогов и сборов, что приведет к некоторому перераспределению спроса от частного сектора и потребительского рынка в сторону бюджетных структур.

Между прочим, прошедший на прошлой неделе международный форум «Армия 2018» показал, помимо всего прочего, что все больше российских компаний проявляют огромный интерес к поставкам продукции для оборонного комплекса и считают его привлекательным и выгодным клиентом. И в России это не единственный растущий сектор экономики. Нефтегаз, атомная энергетика, судо- и авиастроение, а вскоре — и инфраструктура представляют собой весьма перспективные направления для любого бизнеса.

В любом случае, надо отдавать себе отчет в том, что заметных улучшений ни в российской экономике, ни на отечественном рынке стали в обозримом будущем не произойдет. В то же время, спрос на металлопродукцию растет в отдельных нишах, как правило, не слишком значительных по тоннажу, но достаточно прибыльных за счет высокой добавленной стоимости. И, надо сказать, ведущие российские металлургические и трубные компании научились этим пользоваться, хотя им порой приходится уменьшать поставки рядовой коммерческой продукции.

Пока экономическая и информационная война против России продолжается — а завершиться она может только окончательной победой одной из сторон, остается только терпеть невзгоды и трудиться, чтобы стать сильнее. И твердо верить, что, как утверждает народная мудрость, терпение и труд все перетрут.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 629

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter