Как повысить локализацию в российском автопроме?

В середине марта в Москве состоялся 21-й Российский автомобильный форум (РАФ), организованный Adam Smith Conferences. Одной из основных тем этого мероприятия, на котором присутствовали представители ведущих производителей автомобилей и автокомпонентов в России, стал вопрос о повышении уровня локализации.

В том, чтобы российские автомобили изготовлялись, в основном, из отечественных материалов, в том числе стали, заинтересованы и сами автомобилестроители. Но дальнейшее развитие отечественной отрасли производства автокомпонентов требует решения ряда непростых задач.

Сегодня российское автомобилестроение находится в противоречивом и достаточно непростом состоянии. С одной стороны, за последнее десятилетие отрасль достигла немалых успехов.

Как рассказал на РАФ Денис Пак, глава Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ, в нее было привлечено более $20 млрд. инвестиций, что позволило создать мощности по выпуску до 3,5 млн. машин в год. Начав со старых советских заводов и «отверточной» сборки, отрасль довела средний уровень локализации до около 50%. Однако, с другой стороны, оборотной стороной этих успехов являются проблемы. Отраслевые мощности тотально не загружены.

Новости по теме
13 марта 2024 г. Весенние надежды

Российское государство заинтересовано в том, чтобы иностранные компании привносили в страну новые компетенции, привлекали своих поставщиков компонентов и их партнеров — так называемых Tier-2, 3 и дальше по производственно-сбытовой цепочке. Как отмечали многие представители зарубежных компаний — автопроизводителей и поставщиков компонентов на автозаводы (Tier-1), им тоже выгодно повышение уровня локализации, так как это дает возможность снизить затраты, увеличить гибкость собственного производства, оптимизировать логистику. Хотя вопрос это, безусловно, непростой и неоднозначный.

Российский рынок недостаточно велик с точки зрения глобальных автогигантов, чтобы создавать для него отдельные производства компонентов там и тогда, где и когда эта задача разрешима с помощью международной кооперации. Поэтому локализация во многих случаях должна быть тесно увязана с экспортом. Российская продукция должна быть не только применима внутри страны, но и быть конкурентоспособна за рубежом.

Впрочем, никто с этим и не спорит. Просто для этой задачи нужно искать и находить решения. И начинать, наверное, надо с основы — исходных материалов, из которых после ряда стадий переработки можно будет получить конкурентоспособные автокомпоненты. А это, в первую очередь, сталь и алюминий.

Самое больное место для российского автопрома — нержавеющая сталь. Ее производится в России мало, а по качеству отечественная продукция часто не дотягивает до зарубежных аналогов. Ситуация по алюминиевой продукции порой складывается достаточно непросто, но здесь в последние годы заметен прогресс.

Что касается листовой углеродистой стали, то здесь российские компании занимают подавляющее большинство рыночных ниш. Не подвластно им пока только производство некоторых видов высокотехнологичной продукции — например, высокопрочного автолиста, борной листовой стали под горячую штамповку, проката с покрытиями из сплавов цинка с алюминием и магнием, а также хромированными трехвалентным хромом, стали, плакированной алюминием, для систем охлаждения. Значительно более проблемным выглядит выпуск машиностроительного сортового проката, который зачастую проводится на не самом современном оборудовании.

Причем во всех этих случаях рынки для данных видов продукции в России уже существуют. Поставщики компонентов, нуждающиеся в них, уже развернули свои мощности в России. И не теряют надежды на получение российских материалов, что позволит им снизить затраты и улучшить логистику.

Полную версию статьи вы можете прочитать в свежем, февральском, номере журнала "Металлоснабжение и сбыт".

Традиционно в течение года журнал будет представлен на различных выставках и конференциях.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 272

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter