Прогноз развития рынков платины и палладия от "Норильского никеля"

Прогноз развития рынков платины и палладия от

Рынок палладия

В прошлом году году палладий продемонстрировал неплохую ценовую динамику. По данным аналитиков Норильского никеля, среднегодовая цена выросла на 42%, составив $869 за тройскую унцию. При этом, во втором полугодии данный рост значительно ускорился, и в октябре цена палладия превысила психологическую отметку в $1 тыс. за унцию, впервые за 16 лет став дороже платины.

Промышленное потребление палладия в прошлом году достигло рекордных 10,6 млн тройских унций благодаря росту спроса со стороны автомобильной и химической промышленности на 3% и 21% соответственно. Спрос на палладий в автокатализаторах был вызван хорошими показателями продаж автомобилей (+4% относительно 2017 г.) благодаря росту в Азии и восстановлению авторынка в России и Бразилии, увеличением доли рынка внедорожников в США, продолжающимся снижением доли рынка дизельных машин в Европе и ужесточением экологических норм, что требует больше палладия в катализаторе.

Отток палладия из ETF-фондов, наблюдаемый с середины 2016 г. почти полностью прекратился в июле-августе прошлого года, что может свидетельствовать о том, что фиксирование прибыли инвесторами закончено и они верят в дальнейший рост цены. С ноября 2016 г. длинные позиции в палладии на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже увеличились на 2 млн унций.

Первичное производство палладия в 2017 г. увеличилось на 3%, составив 6,9 млн унций, а объем производства из металлолома составил 2,9 млн унций. С учетом роста спроса и практически стагнирующего производства дефицит на рынке палладия составил 0,8 млн унций, что привело к ускоренному потреблению рынком накопленных запасов металла, которые, как мы считаем, сильно сократились за последние два года, что оказало сильное давление на спотовый рынок палладия.

Согласно ожиданиям Норникеля, мировое потребление палладия вырастет в до 11,1 млн унций в 2018 г., при этом дефицит увеличится до 1,2 млн унций (без учета инвестиционного спроса и движения запасов).

На сегодняшний день мировой автомобильной отрасли наблюдаются тенденции, способствующие росту спроса на металл в течение нескольких следующих лет. Во-первых, одним из ключевых трендов автомобильной индустрии будет увеличение продаж гибридных автомобилей (с бензиновым двигателями и, как следствие, палладиевыми катализаторами). Так, ожидается, что их доля рынка в общих продажах достигнет 10% в 2025 г. Также внедрение новых экологических стандартов в Китае, Северной Америке и Европе заставит автопроизводителей и их поставщиков совершенствовать катализаторы для более эффективного улавливания выхлопных газов, что потребует больших объемов палладия и приведет к совокупному увеличению содержания металла в одном автомобиле на 20% в течение 2017-2025 гг.

Что касается предложения палладия на рынке, то здесь не ожидается какого-либо неожиданного роста, поскольку совокупный уровень капитальных вложений крупнейших производителей МПГ находится на самом низком уровне за последние восемь лет, а регуляторная обстановка в ЮАР продолжает оставаться нестабильной. В то же время, ожидается увеличение поставок вторичного палладия из металлолома на горизонте 2019–2021 гг. (благодаря тому, что на утилизацию будет направляться все больше автомобилей с высоким содержанием палладия в катализаторах), что должно частично сгладить дефицит на этом рынке в среднесрочной перспективе.

Рынок платины

Цена платины была достаточно волатильна на протяжении всего 2017 г., торгуясь в коридоре $880–$1 тыс. за тройскую унцию и демонстрируя крайне слабую динамику по сравнению с ценой палладия. Столь невнятные показатели платины были обусловлены главным образом слабым автомобильным (-1% год-к-году) и ювелирным (-2% год-к-году) спросом. Более того, негативные настроения по отношению к дизельным двигателям вследствие скандала с Фольксвагеном и агрессивной «антидизельной» кампанией европейских политиков спровоцировали инвесторов на открытие большого количества «коротких» позиций по платине, которые выросли на 50% в течение 2017 г.

Первичное предложение платины увеличилось незначительно (+2% год-к-году) главным образом благодаря росту производства в ЮАР, Зимбабве и России, в то время как сокращение добычи наблюдалось в Северной Америке вследствие снижения содержания МПГ в руде.

Средняя цена платины в 2017 г. снизилась на 4% до $949 за тройскую унцию.

Аналитики Норникеля ожидают, что рынок платины в 2018 г. останется в небольшом профиците, который составит 300 тыс. унций (без учета инвестиционного спроса).

Замещение дизельных двигателей в легковых автомобилях бензиновыми и гибридными продолжит отрицательно влиять на промышленный спрос. В то же время, данный тренд может быть несколько замедлен значимым ростом использования платины в грузовых автомобилях для того, чтобы удовлетворять новым законодательным требованиям по выхлопным газам. Также вероятно оживление ювелирного спроса на платину и его рост с низкой базы 2017 г. в основном благодаря Индии и США.

В целом, прогнозируется, что производство платины в нынешнем году останется на уровне прошлого года, поскольку небольшое увеличение добычи металла в ЮАР будет компенсировано падением в прочих странах. В среднесрочной перспективе мы не ожидаем существенного роста производства платины по крайней мере до 2021–2022 гг., когда должны быть запущены рудники Уотерберг и Платриф. При этом, учитывая текущие низкие цены на платину и сложный бизнес-климат в ЮАР, видятся определённые риски в реализации данных проектов в срок.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 268

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter