Грузоперевозки | 06 марта 2018 г. | 12:42

Обзор железнодорожного рынка РФ в январе-феврале 2018 г.

Обзор железнодорожного рынка РФ в январе-феврале 2018 г.

В январе 2018 г. погрузка составила 103,5 млн т (+3,5% к аналогичному периоду прошлого года).

Выросли перевозки строительных грузов (+13,3%), железной руды (+4,3%), черных металлов (+10,5%), удобрений (+6,3%), цемента (+6,2%), лесных грузов (+5,8%) и зерна (+36,6%).

Впервые за последние 15 месяцев снизилась перевозка угля (-1,1%), одна из причин падения — избыточная нагрузка на железнодорожную инфраструктуру Кузбасса. Кроме того, сократились перевозки нефти и нефтепродуктов (-2,5%), лома (-17,8%) и кокса (-3,8%).

Грузооборот в январе составил 214,8 млрд т-км (+5,6% к январю 2017 г.).

Уголь: снижение погрузки из-за нехватки инфраструктуры

Новости по теме

Погрузка угля в январе снизилась к прошлому году на 1,1% и составила 31 млн т. Падение показали внутренние перевозки (-10% к январю 2017 г.), тогда как экспорт вырос на 5%.

Основной причиной снижения стала пробка из порожних 32-33 тыс. полувагонов на железной дороге в Кузбассе. По мнению одних экспертов, пробка образовалась из-за плохих погодных условий как в портах Юга и Дальнего Востока, где штормы препятствовали эффективной выгрузке угля, так и в самом Кузбассе, где морозы в конце января привели к смерзанию угля. Другие эксперты считают, что заторы вызваны агрессивными планами по экспорту угля на фоне благоприятной внешней конъюнктуры, что привело к слишком большому числу вагонов в Кузбассе.

В результате недогруз в январе в Кемеровской области составил около 1,6 млн т, однако в планах угольщиков и операторов восполнить его уже к апрелю. По оценке первого заместителя начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Грицая, по году прогнозируется рост отгрузки на 3%.

В краткосрочной перспективе ожидается восстановление перевозок угля до прошлого года с последующим умеренным ростом.

Нефть и нефтепродукты: усиление конкуренции за грузовую базу

Новости по теме

Погрузка нефти и нефтепродуктов в январе снизилась к предыдущему году на 2,5% и составила 20,7 млн т. Внутренние перевозки остались на уровне 2017 г., а экспорт упал почти на 10%.

В начале года в правительстве РФ вернулись к вопросу создания транспортно-экономического баланса, который позволит разделить грузопотоки между речным, железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом. В результате такого разделения ситуация с перевозкой нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом может стать более предсказуемой и стабильной.

По оценке генерального директора АО «Русская Контейнерная Компания» Ивана Гришагина, большое влияние на погрузку нефти и нефтепродуктов на сети РЖД окажет планируемое дерегулирование тарифов по транспортировке этих грузов. С принятием данной меры конкурентоспособность железнодорожного транспорта существенно повысится, а, значит, определенная часть грузовой базы, предполагаемой при планировании проекта трубопровода, может и не перейти в него.

В среднесрочной перспективе погрузка нефтяных грузов будет снижаться, но возможно торможение темпов данного процесса за счет государственного регулирования.

Строительные грузы и цемент: ожидаемое увеличение погрузки

Погрузка строительных грузов в январе выросла к аналогичному периоду прошлого года на 13,3% и составила 8,8 млн т, а цемента — на 6,2% и 1,2 млн т.

В январе 2018 года, по данным Росстата, в РФ было построено 5 млн м2 жилья, что на 16,3% больше показателя января 2017-го. При этом союз производителей цемента «Союзцемент» прогнозирует в 2018 г. увеличение ввода жилья на 7%, а потребление цемента — на 3% вследствие реновации жилого фонда, реализации проектов комплексного освоения территорий и увеличения доли строительства цементобетонных дорог.

По оценке экспертов, восстановлению строительной отрасли во многом способствовало снижение ипотечных ставок в 2017 г. Генеральный директор Агентства ипотечного жилищного кредитования Александр Плутник считает, что в 2018 г. средний размер ипотечной ставки в России составит около 9%, а к концу года снизится до 8%, при этом падение ставок будет наблюдаться в течение трех лет.

Позитивные тенденции в строительной отрасли на фоне роста выпуска подвижного состава закономерно приведут к увеличению погрузки строительных грузов и цемента на сети РЖД.

Лесные грузы: рост за счет внутренних перевозок

Погрузка лесных грузов в январе выросла к уровню предыдущего года на 5,8% и составила 3,4 млн т. Внутренние перевозки увеличились на 12%, тогда как экспорт — только на 3%, преимущественно в Китай (+5%) и Казахстан (+80%).

По словам Владимира Потапкина, директора департамента химико-технологического, лесопромышленного комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга, деревянное домостроение в РФ уже активно развивается: созданы крупные производства LVL-бруса, OSB-плит, разработаны программы поддержки. Государство планирует субсидировать 5% от ставки кредитования для покупателей деревянного жилья. Ожидается, что в 2018 г. в сегмент малоэтажного домостроения может быть привлечено около 10,2 млрд руб., из них 9,2 млрд руб. — кредитные, что позволит построить 318 тыс. м2 деревянного жилья.

Прогнозируется рост внутренних перевозок на фоне увеличения спроса со стороны застройщиков, а также умеренное развитие экспортного направления.

Зерно и продукты перемола: продолжение роста

Погрузка зерна в январе составила 2,2 млн т (+36,6% к январю предыдущего года).

При этом внутренние перевозки выросли на 7%, а экспортные — более чем на 50%, преимущественно за счет двукратного увеличения объемов в Египет.

Эксперты прогнозируют рекордный объем экспорта в текущем сезоне, что приведет к дальнейшему росту погрузки зерновых на железнодорожной сети. Так по оценке аналитического центра «Русагротранса», экспорт может составить до 50 млн т с учетом зернобобовых и муки. По данным аналитической компании «ПроЗерно», экспорт зерна из России может быть на уровне 49 млн т. В Минсельхозе России ожидают, что экспорт будет в объеме 45?47 млн т, из которых 35 млн т — это пшеница. Минсельхоз США в февральском обзоре в очередной раз повысил прогноз для российской пшеницы на 1 млн т до 36 млн т без учета урожая Крыма. В центре «СовЭкон», отмечают, что даже при сохранении текущих темпов отгрузок Россия уже выходит на 50-миллионную отметку, из которых 38 млн т придется на пшеницу.

Химические и минеральные удобрения: дальнейший рост

Погрузка удобрений в январе составила 5,2 млн т (+6,3% к январю предыдущего года). Основной рост произошел за счет увеличения экспортных поставок (+5%) в Бразилию (в 1,5 раза) и Китай (+15%).

Производители удобрений планируют дальнейшее увеличение экспорта, что приведет к росту перевозок удобрений железнодорожным транспортом. Так в компании «ФосАгро» заявили о планах нарастить производство в 2018 г. на 10% относительно уровня прошлого года. А представители компаний «УРАЛХИМ» и «Уралкалий» выразили намерения создать в странах Юго-Восточной Африки российский хаб для прямых поставок минеральных удобрений, спрос на которые в ближайшие годы в этом регионе, как прогнозируется, будет активно расти.

В результате сотрудничества африканские сельхозпроизводители смогут приобретать российские удобрения напрямую по цене 250-300 $/т, вместо того, чтобы обращаться к посредникам, чья цена составляет 450-500 $/т. Как следствие, ежегодные поставки в Юго-Восточную Африку могут вырасти с текущих 100 тыс. т до 500-600 тыс. т.

Обзор подготовлен НПК ОВК.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 137

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter