Цели и инструменты. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (28 января — 4 февраля 2018 г.)

На рынке стали — пока без существенных изменений. Российские металлургические компании с начала февраля подняли отпускные цены на листовой прокат и трубы, а некоторые — даже на арматуру. В то же время, при заключении реальных сделок повышение — там, где оно вообще происходит, — идет медленно и трудно из-за слабого спроса со стороны конечных потребителей. За рубежом продолжают взвинчивать цены американские и европейские металлургические компании, но в Турции не видно оживления, а Китай по-прежнему заметает снегом.

В результате российским производителям приходится понижать котировки на заготовку, которая уже опустилась до уровня конца ноября прошлого года. Горячекатаный прокат предлагается турецким клиентам с повышением на $10-20 за т по сравнению с предыдущим месяцем, но контрактов пока почти нет. Правда, есть основания ожидать, что спад в Турции имеет временный характер, но пробуждение местного рынка от зимней спячки, по-видимому, состоится не сегодня и не завтра.

Вообще, Ближней Восток, где вместе с Турцией сократили либо вовсе приостановили закупки стальной продукции за рубежом Иран и страны Персидского залива, производит впечатление некой пустыни посреди цветущего края. За пределами этого региона металлургические компании настроены весьма и весьма оптимистично. Наиболее образно здесь, пожалуй, выразился глава японской компании Tokyo Steel Manufacturing, заявивший, что за все сорок лет своей карьеры в отрасли не видал такой благодати.

Ну, сорок не сорок, но Евросоюз, по данным местной статистики, демонстрирует наивысшие темпы экономического роста с 2008 г. В США президент Дональд Трамп, выступая перед Конгрессом, громко заявил о достигнутых под его руководством экономических успехах. Впрочем, о текущем положении Штатов подробнее будет рассказано позже.

В Китае нетипично суровая зима по-прежнему блокирует стройку в ряде провинций и нарушает железнодорожное сообщение, но все там ждут сперва Нового года по местному календарю (15 февраля), а затем весны и экономического подъема. Дистрибьюторы, по крайней мере, уже начали заранее скупать стальную продукцию, а металлургические предприятия — железную руду и коксующийся уголь, способствуя повышению цен по всем направлениям.

Двинулись в сторону роста и экспортные котировки на китайскую заготовку и листовой прокат. Хотя здесь, вероятно, немалую роль играет и усиливающийся юань, в течение января подорожавший на 3,4% по отношению к доллару и достигнувший самого высокого уровня за последние два с половиной года. Тем не менее, пока что китайские горячекатаные рулоны остаются самыми дешевыми в Юго-Восточной Азии, фактически вытеснив с регионального рынка российских и индийских конкурентов.

Но китайцы и, вероятно, турки рассчитывают на весенний подъем. А вот на что надеются российские металлурги и, главное, дистрибьюторы? Последним приходится поднимать спотовые котировки на прокат в условиях продолжающегося сезонного спада потребления и с непонятными перспективами на ближайшие месяцы. До выборов 18 марта покупательская активность, скорее всего, останется низкой. А после? По данным Росстата, отечественная экономика завершила 2017 г. с ростом ВВП лишь на 1,5% и мизерным, 1%-ным увеличением промышленного производства. В строительном секторе крайняя точка спада, вроде бы, пройдена, но давайте сначала дождемся статистики за январь и февраль.

На прошлой неделе состоялось два интересных выступления — американского президента Дональда Трампа перед Конгрессом и российского президента и кандидата в президенты Владимира Путина перед своими доверенными лицами. В них прослеживаются довольно интересные сходства и различия.

Прежде всего, обращают на себя внимание сходство поставленных двумя президентами целей и задач. Наш Путин говорит о сверхзадаче, стоящей перед Россией на ближайшие пять лет, - сделать мощный рывок в развитии страны, придать ей такую динамику, чтобы она продолжала двигаться вперед, что бы ни происходило после 2024 г. Причем приоритетом здесь названы не экономический рост сам по себе, а улучшение качества жизни народа, укрепление его уверенности в будущем. Тем не менее, чуть раньше, на встрече с работодателями, президент говорил о важности повышения заработных плат и доходов населения, а в своих дальнейших выступлениях в очередной раз затрагивал темы ускорения роста в промышленности и экономике в целом, поддержки высокотехнологичных отраслей и экспорта продукции высоких переделов.

Американский Трамп желает сделать Америку снова великой. Он рассматривает достижение этой цели, прежде всего, через решение экономических задач — создание новых рабочих мест, строительство новых предприятий (с целью импортозамещения, кстати), упрощение регулятивных процедур, снижение налогов для корпораций и населения. Но и одновременно в качестве важнейших задач называются рост доходов населения, борьба с преступностью и незаконной иммиграцией, повышение общественного доверия.

Оба президента упоминают вложения в инфраструктуру как средство ускорения экономического роста. При этом Трамп с подлинно американским размахом анонсировал инвестирование в инфраструктуру $1,5 трлн. - в полтора раза больше, чем он обещал в своих предвыборных выступлениях больше года назад. Владимир Путин, в свою очередь, сообщил, что на реализацию инфраструктурных проектов могут быть направлены средства из резервов. Приоритетными направлениями при этом называются железнодорожные магистрали — модернизация Транссиба, БАМа, строительство Северного широтного хода.

В то же время, США и Россия решают сходные задачи в весьма различных условиях. В своем выступлении Дональд Трамп хвалился достигнутыми успехами — рекордно высокими темпами экономического роста за последние годы, снижением безработицы, взлетом на фондовых рынках, подъемом инвестиционной активности после облегчения разрешительных процедур и либерализации госрегулирования. Американская нефтянка, как стало известно вскоре после выступления президента, в ноябре впервые с 1970 г. и вообще второй раз в истории довела объем добычи нефти до более 10 млн. баррелей в день, подтверждая претензии США на превращение в энергетическую сверхдержаву.

Правда, все грандиозные планы Трампа, а в первую очередь, гигантские капиталовложения в инфраструктуру, радикальное снижение налогов, резкое увеличение военных расходов, должны быть как-то обеспечены финансово. И хотя США могут нарисовать сколько угодно долларов, а государственный долг страны может быть легко увеличен хоть до 25, хоть до 30 триллионов, возникает вопрос, как долго можно идти по этому пути без гибельных последствий для собственной экономики? Слабеющий доллар и политика минимальных процентных ставок, с одной стороны, - это хорошо, но, с другой, непременно требуют сохранения доллара в качестве единственной мировой валюты и продолжения стерилизации избыточной долларовой массы за рубежом в американских казначейских обязательствах. До сего времени Штатам это удавалось, но будет ли так всегда?

Другая проблема — это ресурсное обеспечение всех этих проектов. Полтора триллиона инвестиций в инфраструктуру — это не только и не столько деньги, но и миллионы тонн цемента, стального проката и других материалов. А все это надо где-то взять. Американское «стальное лобби», насколько можно понять, рассчитывает, что национальный рынок стали будет прикрыт всеобъемлющими пошлинами и квотами, введенными по ст.232 «в интересах национальной безопасности». Это даст местным компаниям возможность до предела загрузить собственные мощности и импортировать только недостающую продукцию.

Однако как в таких условиях поднимутся цены! Стоимость, например, горячекатаных рулонов в США сегодня даже с учетом снижения курса доллара на $80-100 за т выше, чем в Германии и почти на $200 за т (без учета НДС), чем в Китае. При введении ограничений на импорт этот разрыв, очевидно, резко возрастет, добавив новых затрат американским металлопотребляющим отраслям.

Впрочем, что нам американские проблемы, когда у нас есть свои! России приходится развиваться, выдерживая санкции, за которыми стоят как раз США, мощное политическое и информационное давление. В распоряжении Центробанка РФ нет своего долларового печатного станка. И вообще Россия не может позволить себе такой роскоши как жить не по средствам, подменять реальные дела пузырями и пиаром и решать сиюминутные проблемы, не думая о долгосрочных последствиях.

И выступления Владимира Путина перед доверенными лицами, и другие его высказывания и, главное, действия правительства показывают, что стратегия развития у сегодняшней России есть. Ее цель — улучшение качества жизни в стране посредством совершенствования здравоохранения, образования, транспортной инфраструктуры. Средства ее достижения включают широкий набор инструментов, начиная от тотальной цифровизации экономики с целью улучшения качества управления и повышения прозрачности финансовых процессов, и завершая интенсивным развитием промышленности и сельского хозяйства.

Главные же беды, которые не дают стране двигаться вперед, это не дураки и дороги — последняя проблема как раз неплохо решается, а некомпетентные дураки, бедность и жадность! В конце января президент дал поручение министру экономики Максиму Орешкину подготовить доклад для снятия моратория на создание особых экономических зон (ОЭЗ) в регионах.

Когда-то такие зоны уже создавались в больших количествах, но реально заработали только немногие из них, а остальные превратились в средство распила бюджетных средств. Сейчас готовится вторая попытка с передачей финансирования на региональный уровень. Однако успех этого потенциально очень важного проекта зависит, прежде всего, от честности и добросовестности местных властей и бизнеса.

Второй пример — это продолжающийся в России «банкопад». Глава Центробанка Эльвира Набиуллина совершенно справедливо заявляет, что причины травматического закрытия банков заключаются либо в некомпетентности их руководства, просто не умеющего зарабатывать деньги, либо в недобросовестности их собственников, «надувающих» балансы фиктивным капиталом и использующих банковские средства для безвозвратного кредитования собственного бизнеса или (реже) для реализации еще более предосудительных схем. Что и говорить, усиление государственного регулятивного и фискального контроля, от которого буквально стонут отечественные предприниматели, взялось не на пустом месте и не от хорошей жизни.

Честность и компетентность, компетентность и честность — вот самые ценные и пока, увы, дефицитные ресурсы, от которых зависит развитие российской экономики. А общее повышение уровня доходов и прибылей за счет выпуска востребованной в стране и за рубежом продукции с высокой добавленной стоимостью, за счет роста зарплат и социальных выплат — это один из инструментов, способствующий накоплению этих ресурсов. Ведь чем больше достающийся тебе пирог, тем проще отрезать от него положенную по закону часть для помогающего (или хотя бы не мешающего) проводить положительные изменения государства.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 570

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter