Египетская импортная пошлина на арматуру ограничит только импорт из Турции

С 14 октября правительство Египта ввело в действие импортную пошлину на арматуру в размере 7,3% от таможенной стоимости, но не ниже 290 египетских фунтов ($41,6) за т, сроком на 200 суток. Таким образом, власти страны, стремясь поддержать национальных производителей длинномерного проката, повторили мероприятие, уже реализованное с той же целью в конце 2012 года. Правда, с тех пор ситуация несколько изменилась. В результате сейчас под ограничения может попасть, прежде всего, продукция из Турции, тогда как у украинских и китайских компаний есть шансы, как минимум, частично сохранить свои позиции на египетском рынке.

Египетская металлургия в настоящее время находится в двойственном положении. С одной стороны, спрос на прокат в этом году увеличивается. Экономика страны постепенно оправляется от последствий двухлетнего правления «Братьев Мусульман», при которых прежний рост ВВП сменился спадом, а поступления валюты от туризма упали вдвое. Нынешнее правительство президента Абделя Фатаха ас-Сиси и премьер-министра Ибрагима Махлаба стремится развивать промышленность, чтобы сократить безработицу — одну из главных проблем страны, население которой увеличивается почти на миллион человек в год, и расширяет капиталовложения в жилищное и инфраструктурное строительство. Вследствие этого потребление стали в Египте в текущем году, как ожидается, превысит 8,5 млн. т по сравнению с немногим более 7 млн. т годом ранее. По данным World Steel Association (WSA), за первые восемь месяцев текущего года в стране было выплавлено 4,96 млн. т стали, что на 14,0% превышает показатель аналогичного периода годичной давности.

Однако, с другой стороны, серьезной проблемой египетских металлургов стало увеличение затрат. С целью сокращения дефицита бюджета, достигшего в прошлом финансовом году 12,5%, власти вынуждены отказываться от политики субсидирования тарифов на газ и электроэнергию. С конца прошлого года по начало июля текущего стоимость природного газа для производителей стали выросла более чем в 3,5 раза, до около $250 за 1 тыс. куб. м, а электроэнергии — в 2,5-3,5 раза, до $47,5-70 за МВт-ч. Учитывая, что больше половины египетской стали выплавляется из горячебрикетированного железа (DRI/HBI), для получения которого используется газ, а остальное — из лома, это подорожание стало весьма чувствительным для металлургов. Кроме того, за последние два года египетский фунт подешевел примерно на 17% по отношению к доллару. Так как Египет, в основном, импортирует металлургическое сырье — окатыши и металлолом, снижение курса национальной валюты также добавило расходов национальным производителям.

Представители египетских сталелитейных компаний обратились к правительству за поддержкой в июле текущего года, сразу же после крайнего повышения тарифов на газ и электроэнергию. И получили ее несмотря на протесты со стороны потребителей, опасающихся дальнейшего повышения внутренних цен на арматуру, и без того достаточно высоких, по региональным меркам. В октябре компания Ezz Steel, ведущий производитель стали в Египте, предлагала данную продукцию немногим более чем по $640 за т EXW без учета 9%-ного налога. В то же время, турецкая арматура продавалась в страну примерно по $580-585 за т CFR.

Если за весь прошлый год в Египет поступило из-за рубежа только около 220 тыс. т арматуры, преимущественно, из Турции, то за первую половину 2014 года объем турецкого экспорта данной продукции составил 168 тыс. т. Кроме того, в январе-июле в страну было отправлено 191,4 тыс. т украинской арматуры. Как признают египетские металлурги, доля импортной продукции на национальном рынке незначительно превышает 10%, но ее роль весьма велика, так как само ее наличие заставляет поставщиков сдерживать цены.

Однако следует отметить, что правительство Египта, просто скопировав аналогичную меру двухлетней давности по защите национального рынка арматуры, поступило несколько необдуманно. В декабре 2012 года введение пошлины в размере 299 фунтов ($49 за т по курсу на то время) за т действительно помогло изгнать с национального рынка импорт, сделав его неконкурентоспособным. Но сейчас пошлина составляет только $41,6 за т, в то время как разница в цене между египетской и импортной продукцией гораздо больше. Нынешние ограничения коснутся, в основном, турецкой арматуры как самой дорогостоящей. Между тем, котировки украинского проката по состоянию на первую половину октября оценивались примерно в $550-560 за т CFR, а китайского — $470-480 за т CFR. При желании, египетские компании и дальше могут приобретать арматуру в Украине и Китае, и она будет вполне конкурентоспособной по сравнению с местной.

Тем не менее, следует ожидать, что египетский импорт арматуры в ближайшие месяцы, действительно, сократится, что приведет к определенным последствиям на региональном рынке длинномерного проката. Прежде всего, Египет продолжит увеличивать импорт заготовок, хотя уже и так является крупнейшим их покупателем на Ближнем Востоке. В частности, за первые семь месяцев 2014 года в страну только из Украины прибыло 1,22 млн. т полуфабрикатов, что более чем на 25% превышает показатель аналогичного периода годичной давности. А в связи с резким сокращением украинского экспорта на первый план выйдут поставщики из Китая и России.

В то же время, турецкие металлурги, очевидно, потеряют египетский рынок арматуры. Для них это, на первый взгляд, не критично: в первом полугодии на Египет пришлось менее 4,5% турецкого экспорта данной продукции. Но на фоне спада в Ираке и экспансии китайских компаний на рынках таких стран как ОАЭ и Саудовская Аравия вынужденный уход еще и из Египта станет для них весьма болезненным. Судя по всему, турецкие компании в ближайшие месяцы будут уменьшать выпуск арматуры и, соответственно, закупки металлолома и заготовок. А цены на длинномерный прокат в регионе продолжат снижение либо стабилизируются на низком уровне.

Возможно, введение пошлин на арматуру в Египте позволит немного поддержать местных производителей. Но объективно больше всех от нее выиграют китайские поставщики, которые получат возможность укрепить свои позиции на египетском рынке за счет турецких конкурентов.

Просмотров: 53
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

16 октября 2014 г.

Комментарии


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.